Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

РЖД помогают маломобильным пассажирам не бояться дороги

Социальная политика | Вторник | 19.02.2019 | 23:04
В 2018 году по железной дороге перевезено на 96% больше маломобильных пассажиров  по сравнению с 2017 годом
В 2018 году по железной дороге перевезено на 96% больше маломобильных пассажиров  по сравнению с 2017 годом | Социальная политика
Сергей Гусев/Пресс-служба ОАО "РЖД"
В 2018 году поездами дальнего следования воспользовались 163,7 тыс. пассажиров с ограниченными возможностями. Это на 96% больше, чем годом ранее, когда 83,5 тыс. маломобильных пассажиров отправились в путешествие поездом. Что сделано компанией для удобства передвижения граждан с инвалидностью, разбирался «Гудок».

Комфорт и льготы
В статье 80.1 Федерального закона № 18 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» прописано, что перевозчик и владелец инфраструктуры должны обеспечить условия доступности для маломобильных пассажиров на объектах железнодорожного транспорта и предоставлять им специальные услуги на вокзалах и в поездах. По словам генерального директора АО «Федеральная пассажирская компания» Петра Иванова, работа по улучшению условий и повышению доступности поездок для пассажиров с ограниченными физическими возможностями проводится ежегодно, и одним из приоритетов является создание для них комфортных условий в поездах. 

В 2018 году было приобретено 28 так называемых штабных вагонов (их отличие от обычных – нестандартная схема расположения купе), в которых есть приспособленное  для маломобильных пассажиров купе, 43 таких вагона было доработано.
Всего на сети в настоящее время эксплуатируются 719 штабных вагонов. Все они оборудованы подъёмными посадочными устройствами, в них была увеличена до 900 х 2100 мм ширина дверей вагонов, а также тамбурной зоны и коридора, что позволяет передвигаться в кресле-коляске. Само купе двухместное, шире стандартного и оснащено специальными ремнями, которые помогают пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение. 

Если в составе пассажирского поезда дальнего следования отсутствует штабной вагон с купе для лиц с ограниченными физическими возможностями, он может быть включён в него по заявке пассажира, поданной через Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» или билетную кассу. Заявку нужно оформить за 50–60 дней до отправления поезда. В 2018 году количество заявок по включению специализированного вагона в состав поезда увеличилось на 24% по сравнению с 2017 годом.

Специальные купе для инвалидов появились в новых пригородных поездах «Императорский маршрут» направления Тюмень – Тобольск. В нём есть спальные и сидячие места, специальные крепления для инвалидной коляски, кнопка вызова проводника, а также видеоэкран, позволяющий во время поездки просматривать фильмы. Туалетный комплекс также оборудован с учётом потребностей маломобильных граждан. Такое решение в вагонах с местами для сидения в России применено впервые. По мнению заместителя генерального директора АО «Свердловская пригородная компания» Дмитрия Сурикова, с появлением новых вагонов у маломобильных пассажиров появилось больше возможностей путешествовать по туристическим маршрутам. 

На сети также были заметно улучшены условия проезда для слабовидящих граждан, отмечает генеральный директор Института профессиональной реабилитации и подготовки персонала ВОС «Реакомп» Сергей Ваньшин. «Можно согласиться с мнением, что инвалиды-колясочники больше нуждаются в специализированном купе, чем слабовидящие и имеющие проблемы со слухом. Но если при покупке билета в специализированное купе предоставляется 50-процентная скидка, то и слепым, и глухим она должна полагаться при проезде в купе вагона СВ. И это право появилось: инвалидам I группы – участникам программы «РЖД Бонус» при следовании по России в двухместном купе вагона СВ теперь предоставляют скидку в 50%. Льгота пока не распространяется на сопровождающего», – говорит Сергей Ваньшин. Он высоко оценил работу службы сопровождения, но подверг критике табло: «Текущее время выделено большими цифрами, а время отправления видно плохо».

Скоростное сообщение 
В скоростных поездах «Сапсан» перевозки маломобильных пассажиров в 2018 году увеличились с 14 до 19,9 тыс. Специальные места для инвалидов-колясочников оборудованы в вагоне № 6 всех «Сапсанов», рассказали «Гудку» в Центре подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов. Они оборудованы откидным столиком, рядом кнопка вызова проводника. Недалеко от места находится специальная туалетная комната, в которой установлены дополнительные поручни, а также световое и звуковое табло для пассажиров, имеющих проблемы со слухом или зрением.
 
У маломобильных пассажиров «Сапсана» есть выбор: их могут пересадить в специально оборудованное кресло или они могут находиться в своём инвалидном кресле, которое закрепляется.

Скоростной поезд «Ласточка» оборудован специальной зоной для инвалидов в первом и пятом вагонах. Места расположены в середине вагона рядом с туалетом. Здесь же есть место для сопровождающего. Как и в «Сапсане», места оборудованы специальным столиком и кнопкой вызова проводника. Головной вагон «Ласточки» оснащён специальным пандусом и гидравлическим лифтом.

 Заместитель начальника управления социальной интеграции Всероссийского общества инвалидов Денис Горшко отметил, что ОАО «РЖД» чётко выполняет программу модернизации вагонов и вокзалов, которая была прописана в Соглашении о сотрудничестве между Всероссийским обществом инвалидов и ОАО «РЖД», принятым в 2012 году. После его подписания была создана постоянно действующая рабочая группа, которая помогает улучшать доступную среду для инвалидов на железнодорожном транспорте. К ней присоединились Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество слепых и компании, которые занимаются железнодорожными перевозками, но не входят в структуру ОАО «РЖД». «Мы понимаем, что невозможно изменить всё в одночасье, но те мероприятия, которые проводит ОАО «РЖД», приводят к хорошим результатам», – говорит Денис Горшко.

Персональная ответственность

В компании много внимания уделяется обучению персонала, который работает с маломобильными пассажирами. «Работники поездных бригад ежегодно проходят обучение по правилам этики общения и обслуживанию маломобильных пассажиров. Они проходят подготовку по правилам посадки и высадки граждан с ограниченными возможностями здоровья и оказанию помощи на всём пути следования», – говорит Пётр Иванов. 

При Центре подготовки персонала по обслуживанию высокоскоростных поездов есть специальная школа сервиса на железнодорожном транспорте. «Обучение проходят не только проводники вагонов, но и машинисты скоростных и высокоскоростных поездов», – рассказала заместитель начальника по учебной работе центра Инна Стрюковатова.

Вокзал для всех

В 2018 году на крупнейших железнодорожных вокзалах обслужили 210 тыс. пассажиров с ограниченными физическими возможностями, в 2017 году – 175 тыс. человек (+20%). «Службы помощи на вокзалах сформированы на 140 вокзалах. Кроме того, на крупных вокзалах работают бригады постоянного присутствия, готовые помочь маломобильным пассажирам в любое время суток как по заявкам, так и при ситуационном обращении к дежурному персоналу вокзала», – рассказала начальник сектора организации содействия маломобильным группам населения Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Мария Левшукова.

Работа над созданием безбарьерной среды продолжается. Мария Левшукова пояснила, что сейчас для инвалидов адаптирован 41 железнодорожный вокзал, а до конца этого года их будет 63, для этого будет выделено 624 млн руб.

Дарья Чикиркина

Cегодня в СМИ

Первые лица