Социальная политика / 23.10.18 23:19

В 2019 году РЖД сделают вывод о вредности для женщин некоторых профессий

Под запретом останется женский труд, связанный с подъёмом и перемещением вручную тяжестей

Под запретом останется женский труд, связанный с подъёмом и перемещением вручную тяжестей
 | Социальная политика
фото:Depositphotos/legion-media

Министр труда РФ Максим Топилин объявил о скором пересмотре перечня из 456 запрещённых для женщин профессий. Вместо него ведомство собирается утвердить список вредных факторов, при наличии которых женский труд применяться не должен. Готовы ли бизнес и железнодорожная отрасль к такому повороту, разбирался «Гудок». 

Как сообщил министр труда Максим Топилин на полях Второго Евразийского женского форума, прошедшего в конце сентября в Санкт-Петербурге, готовящийся приказ снимет ограничения на «работы в хлебопекарном производстве, на воздушном, морском, речном и железнодорожном транспорте, работы в качестве водителей большегрузных автомобилей и машинистов специальной техники». 

Этот список можно продолжить и дальше. Априори мужских видов деятельности останется чуть больше двух десятков, а в железнодорожной отрасли и того меньше – это зачистные, ошкрябочные, малярные и плотницкие работы в железнодорожных цистернах. Под запретом останется женский труд, связанный с подъёмом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы (при чередовании с другой работой до двух раз в час – 10 кг, если постоянно в течение рабочей смены – 7 кг). 

Все вредные факторы министерство делит на химические и физические. Ко вторым относится общая вибрация, ионизирующее излучение радио­нуклидов, воздействие тепла или холода от оборудования в закрытых помещениях. Позиция Минтруда такова: если на рабочем месте нет воздействия вредных факторов или оно в пределах допустимого, то женщине работать можно, если такие факторы есть – женский труд нужно ограничить. Ограничение по «вредности» в соответствии с проектом приказа распространяется только на женщин в возрасте от 18 до 49 лет. 

Российские компании идею Минтруда в целом поддерживают, кроме указанных выше возрастных ограничений. Так, ПАО «Газпром нефть», ПАО «Россети», предприятия, входящие в Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Городской электрический транспорт», Союз недропользователей России и ассоциация «Нацио­нальное объединение строителей» на этапе общественного обсуждения приказа не внесли никаких замечаний. 

Большинство компаний сходятся в том, что на переходный период потребуется от шести месяцев до трёх лет – столько уйдёт на формирование перечня разрешённых и запретных профессий и должностей. 

В ОАО «РЖД» пояснили «Гудку», что именно холдинг стал инициатором пересмотра перечня. «Большинство профессий из списка запрещённых для женщин уже устарели. Аккумуляторщик, водитель дрезины, кочегар и промывальщик котлов паровозов – все они исчезли», – подчеркнул начальник нормативного отдела Департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Антон Зачиняев. 

По остальным профессиям из действующего списка «закрытых» профессий ещё предстоит принять решение. 

Как отмечает Антон Зачиняев, в следующем году предполагается провести комплексную оценку влияния условий труда на организм работающих женщин по критериям здоровья, работоспособности, репродуктивной функции. «Именно это исследование станет основанием для последующего пересмотра перечня профессий, где нельзя будет применять труд женщин», – пояснил Антон Зачиняев.

Если запреты снимут, специально адаптировать рабочие места для женщин в РЖД не придётся. Взять, к примеру, женщин-машинистов. «Мы стали изучать вопрос, подходят ли женщинам-машинистам в плане эргономики кабины наших скоростных поездов, которые делались под мужчин. Последние исследования показали, что никаких дополнительных разработок не требуется: кабины универсальны, унисекс, и подходят для женщин, – рассказал «Гудку» главный технический инспектор труда Роспрофжела Алексей Налётов. – Также сейчас есть серия локомотивов с отдельным местом для отдыха локомотивной бригады – оно подходит и женщинам, и мужчинам». 

Вопрос со специальной и форменной одеждой для женщин, по его словам, тоже решается. «Члены локомотивных бригад носят форменную одежду. У нас есть комплекты такой одежды, предназначенные для женщин. Новая коллекция спецодежды, которая начнёт поступать на сеть, вообще разрабатывалась с учётом пожеланий наших работниц», – отмечает Алексей Налётов. 

Остаётся ещё один момент. Как показали исследования, высокоскоростные поезда с точки зрения общей вибрации подходят и для женщин, но на скорости 200 км/ч и выше у машинистов и их помощников возрастает нервно-эмоциональное напряжение в связи с тем, что резко увеличивается количество перерабатываемой информации. По словам заведующего лабораторией медицинского психофизиологического обеспечения безопасности движения и проблем цветового зрения Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ) Виктора Викторова, этот фактор нельзя не учитывать. Пока неизвестно, как эти обстоятельства скажутся на здоровье женщин. 

По некоторым железнодорожным профессиям, например составитель поездов или электромонтёр, класс вредности 3.1–3.2 при проведении спецоценки устанавливается как раз по напряжённости труда. «В СанПиН 2.2.0.555-96 «Гигиенические требования к условиям труда женщин» такой показатель трудовой нагрузки, как напряжённость трудового процесса, указан, помимо фигурирующих в проекте приказа Минтруда химических веществ, виброакустических факторов, микроклимата, ионизирующего излучения. Однако в тексте ведомства речи о напряжённости труда нет, и неясно, отменяет ли готовящийся приказ ведомства действие СанПиН. Соответственно, возникают противоречия в требованиях к производственным процессам при применении женского труда», – отмечают в Роспрофжеле. 

В целом, по словам Алексея Налётова, РЖД и ­профсоюз сегодня проводят последовательную политику по улучшению условий труда женщин и их выведению из опасных зон. «Если Минтруд утвердит приказ, мы будем делать на этом дополнительный акцент», – уверяет он. 

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →