Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Андрей Русаков: «В «Кванториуме» дети получат не только новые знания, но и важные навыки»

Социальная политика | Среда | 25.07.2018 | 23:01
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и руководители всех 16 магистралей страны в ходе Ассамб­леи начальников железных дорог, которая прошла на минувшей неделе в Екатеринбурге, посетили технопарк «Кванториум», созданный на базе Свердловской Детской железной дороги. Глава компании отметил, что этот образовательный парк будет способствовать развитию интереса к техническим профессиям и специальностям. «Гудок» в разговоре с руководителем Центра развития технопарка на Свердловской Детской железной дороге Андреем Русаковым выяснил, в чём особенности и преимущества нового образовательного формата.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров и руководители всех 16 магистралей страны в ходе Ассамб­леи начальников железных дорог, которая прошла на минувшей неделе в Екатеринбурге, посетили технопарк «Кванториум», созданный на базе Свердловской Детской железной дороги. Глава компании отметил, что этот образовательный парк будет способствовать развитию интереса к техническим профессиям и специальностям. «Гудок» в разговоре с руководителем Центра развития технопарка на Свердловской Детской железной дороге Андреем Русаковым выяснил, в чём особенности и преимущества нового образовательного формата. | Социальная политика
Никита Песоцкий/ИД "Гудок"
– Андрей Владимирович, сейчас на базе Детских железных дорог создаются «Кванториумы». Будет ли ДЖД выполнять ту роль, что и раньше?  Как будет называться возглавляемый вами объект – ДЖД или «Кванториум»?
– Я возглавляю Центр технического развития – детский технопарк «Кванториум» Свердловской Детской железной дороги. Основной его целью является приобщение детей к инженерно-техническим наукам, воспитание будущих инженерных кадров в системе дополнительного образования, создание условий для исследовательской и проектной деятельности  обучающихся. 
«Кванториум» – это новый формат дополнительного  образования. Мы не работаем по стандартным программам, обучаем через практический опыт, используя кейс-технологии и проектный метод. 
Проще говоря, погружаем детей в проблему, создаём условия для генерации ими идей, разбираем их с учётом наших знаний, умений и возможностей, помогаем реализовать их на нашей площадке, в итоге имеем конечный продукт.
ДЖД, в свою очередь, продолжит реализацию собственных образовательных  программ, так как они важны и актуальны для  профессиональной ориентации юных железнодорожников. 

– В чём вы видите преимущества образовательного формата «Кванториумов»? Можно ли говорить о том, что он предполагает обучение более широкому спектру навыков?
– Суть формы «Кванториума» не в преимуществе. Мы просто – другие. Другие методы, другая технология, другие подходы. Мы используем современное оборудование, новые образовательные технологии, погружаем детей в проблемно-ориентированную среду для решения реальных производственных задач. 
Весь процесс обучения в «Кванториуме» направлен на формирование у детей Soft- и Hard-компетенций. Soft-компетенции (гибкие навыки) – это комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и не связаны с конкретной предметной областью. 
Hard-компетенции (твёрдые навыки) – это набор профессиональных навыков и умений, связанных с технической стороной деятельности. 
Получается, что в «Кванториуме» дети получат не только новые знания, но и важные 4К-навыки (коммуникация, креативность, командное решение проектных задач, критическое мышление). 
Всё это даст возможность в будущем стать успешными специалистами в любой области технологических разработок.

– Какой будет профильная ориентация программ в «Кванториуме»? Кто и как будет определять актуальность профориентационных программ?
– Профильная ориентация и приоритетность нашего «Кванториума» будет иметь железнодорожную специализацию, связанную со спецификой Уральского региона. Сюда можно отнести воспитание будущих инженерных кадров в системе дополнительного образования как для железнодорожной отрасли и машиностроения, так и для региона, а также перспективу технологического прогресса (в том числе в железнодорожной отрасли) через привлечение детей к решению текущих производственных проблем.
Считаю, что актуальность профориентационных программ будет определять время, в котором мы живём, социально-экономическое развитие и региона, и страны в целом, постоянно возрастающие требования к квалификации специалистов в любой отрасли. 
Таким образом, «Кванториум» создаёт условия для подготовки специалистов будущего. 
Мир развивается настолько динамично, что нет смысла готовить детей к какой-то конкретной специальности – нужно давать ключевые компетенции. 
Если готовить специалистов,  востребованных сегодня, то через несколько лет их профессия может быть уже не актуальна.
Таким образом, знакомясь с актуальными научно-техническими направлениями, приобретая технические умения и навыки, получая уникальный опыт и софт-компетенции, кванторианец становится  универсальным решателем, эффективно справляющимся с любой научно-технической задачей.
ОАО «РЖД» необходимы специалисты с такими компетенциями для реализации стратегии развития железнодорожной отрасли. 

– Детская железная дорога Свердловской магистрали, пожалуй, одна из лучших в структуре РЖД. Что будет делаться для того, чтобы сохранить это лидерство и в структуре «Кванториумов»?
– Сам факт того, что мы находимся на ДЖД Свердловской дороги, обязывает сохранять и поддерживать лидерство нашего «Кванториума». 
Прежде всего нашей ценностью являются высококвалифицированные инструкторы Малой железной дороги, их желание и возможности создавать совместно с детьми новые креативные идеи, которые будут реализовываться совместно со специалистами СвЖД. 
Сейчас мы ведём работу по взаимодействию инструкторов ДЖД и наших специалистов в рамках образовательного процесса. Создание сильной команды специалистов будет нашим безусловным преимуществом для получения детьми как с ДЖД, так и из «Кванториума» (а там будут заниматься не только юные железнодорожники, но и другие школьники Екатеринбурга) уникальных компетенций для дальнейшего профессионального развития.

– Как будут набираться преподаватели для «Кванториума», какие требования к ним предъявляются и перейдут ли в состав «Кванториума» все нынешние сотрудники ДЖД?
– Конечно, в «Кванториуме» дети осваивают программы под руководством высококвалифицированных специалистов. 
Все наши педагоги прошли очень серьёзный отбор на первом этапе, обучились в рамках образовательных сессий, организованных Фондом развития новых форм дополнительного образования, а также успешно прошли процедуру сертификации. 
Можно сказать, что специально для работы в «Кванториумах» отобраны лучшие специалисты определённой направленности, владеющие компетенциями, необходимыми для работы в новой образовательной среде. 
Так как «Кванториум» является Центром СвДЖД, всё, что касается кадровой составляющей, останется как есть. Мы говорим лишь о взаимодействии специалистов ДЖД и технопарка.

– ДЖД традиционно готовила детей к дальнейшему обучению в профильных учреждениях и работе на железной дороге. Будет ли «Кванториум» выполнять эту роль и будет ли он ориентирован только на потребности железнодорожного транспорта?
– Детская дорога продолжит обучать детей Общему курсу железных дорог, погружать их в практическую составляющую железнодорожных специальностей. 
Наш «Кванториум» со своей стороны будет иметь железнодорожную специализацию, и основным заказчиком проектов будет ОАО «РЖД».
 
– Какими будут первоочередные проекты «Кванториума»?
– В образовательных программах каждого квантума прописана тематика проектов, составлены кейсы по их разработке. Но необходимо ­отметить, что такие серьёзные практико-­ориентированные проекты с выходом на заказчика и производство будут реализовываться на втором и третьем годах обучения, а в рамках первого года обучения будут мини-проекты для ­получения базовых знаний и навыков на любую тематику. 
В проектах железнодорожной направленности будет создание дружелюбной, удобной, безопасной и красивой среды на вокзалах, перронах и прилегающих территориях, транспортно-пересадочных узлах. 
Кванторианцы будут выполнять проекты дизайна интерьеров вагонов и экстерьеров поездов будущего, разрабатывать малые архитектурные формы для РЖД, формировать концепты новых образцов подвижного состава и инфраструктурных объектов, их визуализацию, модернизацию существующих узлов железнодорожного подвижного состава, создавать виртуальные тренажёры и условия для удалённого управления оборудованием и подвижным составом.
Как видите, перечень направлений для реализации проектной деятельности довольно разнообразен. Все эти направления предусмотрены в стратегии развития железнодорожной отрасли и ОАО «РЖД», а значит, возможности для перспективного взаимодействия «Кванториума» и СвЖД колоссальные.

– Какое количество детей будет зачислено в «Кванториум» в первый год обучения и был ли их специальный отбор? 
– Осенью 2018 года в нашем «Кванториуме» начнут обучение 120 человек. Основная идеология технопарка – доступное дополнительное образование для всех. Поэтому специального отбора  для зачисления к нам не предусмотрено.

– Каковы перспективы развития технопарка?
– Планируется увеличить число квантумов, то есть образовательных направлений, выстроить систему каскадного наставничества с вузами и предприятиями Свердловской дороги, к 2020 году увеличить число обучающихся до 250 че­ловек. 
Ну и, конечно же, мы будем улучшать и расширять наши возможности для того, чтобы помочь детям стать творческими и успешными. «Кванториум» на площадке ДЖД должен стать серьёзной инвестицией в будущее.
a:2:{s:4:"TEXT";s:2050:"Федеральная сеть технопарков «Кванториум» охватывает около 40 субъектов РФ. Каждый регион выбирает не менее пяти направлений – квантумов, наиболее интересных и близких его экономике. 
В детских технопарках «Кванториум» на постоянной основе занимаются более 60 тыс. детей, около 500 тыс. охвачены мероприятиями, которые проводит федеральная сеть. 
К 2025 году «Кванториумы» будут присутствовать в каждом крупном городе во всех регионах. Количество обучающихся составит 600 тыс., а всего в мероприятиях будут задействованы порядка 5 млн детей. 
Направления железнодорожных «Кванториумов» отличаются от стандартных технопарков. Сегодня в системе ОАО «РЖД» 25 Детских железных дорог. В 2018 году компания планирует запустить три технопарка «Кванториум» на базе Приволжской, Свердловской, Восточно-Сибирской Детских железных дорог. 
Основная особенность железнодорожных «Кванториумов» – объединение квантумов в три кластера: VR+промдизайн, Гео+IT, авто+­энерджи+хай-тек. Образовательные программы разработаны с учётом наиболее перспективных технологий и рассчитаны на опережение в развитии инфраструктуры и сети. 
После прохождения вводных модулей по направлениям начнётся учебно-проектная работа над реальными задачами, которые озвучены ОАО «РЖД», переработаны детским технопарком под кейсовый метод и затем одобрены специалистами компании.  Изучать теорию ребята будут в группах, а практические задания выполнять в индивидуальном порядке, в парах или в мини-группах. Теория и практика должны идти без разрыва и взаимно дополнять друг друга в ходе каждого занятия. В процессе учёбы у ребят, с одной стороны, должны формироваться профильные компетенции (какие именно, зависит от специфики и содержания образовательных программ), а с другой – развиваться так называемые 4К-компетенции: коммуникация, креативность, критическое мышление и командная работа. 
Конечная цель создания технопарков на Детской железной дороге – внедрение и развитие современных форм проектной деятельности.
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}
Евгения Мусихина

Cегодня в СМИ

Первые лица