Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

С вертолёта – на локомотив

Социальная политика | Четверг | 22.02.2018 | 13:31
Гул винтокрылых машин и неприветливые горы Баграма давно в прошлом, но машинист эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск Игорь Кравченко помнит опалённый войной Афганистан, как будто это было вчера
Гул винтокрылых машин и неприветливые горы Баграма давно в прошлом, но машинист эксплуатационного локомотивного депо Чернышевск Игорь Кравченко помнит опалённый войной Афганистан, как будто это было вчера | Социальная политика
ЗабЖД
Игоря призвали в армию, когда он работал помощником машиниста тепловоза в депо Ерофей Павлович Забайкальской дороги. Сначала был учебный центр на Дальнем Востоке, после которого молодых воинов направили выполнять интернациональный долг в центральноазиатской стране. 

До Ташкента добирались поездом, потом самолётом до Кабула. Кравченко распределили сначала в подразделение, дислоцированное в городе Шинданде, затем он попал в Баграм. 

После родного Забайкалья климат в Афганистане был непривычен. «Зимой и летом почти одинаково жарко днём, а ночью и зимой, и летом очень холодно. В горах много снега», – вспоминает машинист. 

Парня часто беспокоили сильные головные боли. Как потом объяснили врачи – из-за нехватки кислорода в горах. 
«Как-то особо к подобным условиям нас не готовили. В учебке были марш-броски, но, например, лазать по скалам не учили. Какие-то навыки приобретали уже в боевой обстановке», – продолжает Игорь Кравченко. 

В задачи его отряда входили сопровождение воинских караванов и спасение сбитых советских лётчиков высоко в горах. Игорь рассказал случай из боевых буден. Поступил сигнал о том, что над районом сбит наш истребитель. Пилот сообщил о попадании по рации, успел катапультироваться и приземлился в горах. Через несколько минут вертолёт с Кравченко и его товарищами на борту уже был в нужном квадрате. «Вертушка» низко зависла над почти отвесным склоном одной из вершин, но подходящего места для посадки не было. Кравченко и трое его сослуживцев не раздумывая прыгнули из вертолёта прямо на кручу. «Провалились в глубокий снег. К счастью, приземлились удачно. Лётчика обвязали канатом, подняли в вертолёт. Затем взобрались сами», – рассказывает «афганец». 

Ситуаций, которые требовали смелости, решимости, за время службы накопилось немало. Часто доводилось прикрывать боевых товарищей. Например, перед взлётом самолётов с аэродрома «вертушка» подразделения Игоря облетала близлежащий район, выискивая притаившихся в «зелёнке» моджахедов со стингерами. На всякий случай простреливали местность из автоматов, даже если врага и не было заметно. Ведь о коварстве душманов советские воины знали не понаслышке: те неожиданно появлялись на горных склонах, открывали огонь и так же внезапно исчезали, словно проваливались сквозь землю. Как выяснилось, они спрыгивали в проделанные в горах норы и уходили по сообщающимся с пещерами ходам. 

После вывода войск из Афганистана Игорь дослуживал свой срок в Казахстане, пока не демобилизовался в мае 1989 года. После службы в Афгане у него остались медали и другие награды, в том числе именные часы министра обороны СССР Дмитрия Язова. 

И спустя почти 30 лет Кравченко считает, что армия даёт многое. «Она закаляет. Мальчишку превращает в мужчину. Ты даже думать начинаешь по-другому, иначе относиться к жизни», – говорит он. 

После службы он вернулся в родной Чернышевск, сразу устроился в эксплуатационное локомотивное депо помощником машиниста. В 1993 году стал машинистом тепловоза, а потом и электровоза. 
«Всегда нравилось управлять техникой, ещё пацаном рулил трактором», – признаётся Игорь. 

И вот уже 22 года он водит пассажирские поезда. А такую ответственную работу могут доверить только машинисту первого класса. 
«Игорь очень надёжный и как работник, и как товарищ. На него всегда можно положиться. Дисциплинированный, решительный, если нужно, умеет отстоять свою точку зрения», – характеризует Кравченко машинист-инструктор депо Чернышевск Александр Деменский. 

Сергей Донцов

Cегодня в СМИ

Первые лица