Наука и образование / 13.09.21 09:42

Приемная кампания 2021: 100 тыс. абитуриентов стали студентами железнодорожных вузов

Об особенностях приёма, самых востребованных специальностях, специфике и форматах обучения в новом учебном году рассказали представители вузов и компании

Об особенностях приёма, самых востребованных специальностях, специфике и форматах обучения в новом учебном году рассказали представители вузов и компании | Наука и образование
фото:СамГУПС

На очные программы бакалавриата и специалитета за счёт бюджетных средств было принято более 10 тыс. человек, что соответствует показателям прошлых лет. Об особенностях приёма, самых востребованных специальностях, специфике и форматах обучения в новом учебном году рассказали представители вузов и компании.

Абитуриенты делают осознанный выбор


Максим Гаранин, исполняющий обязанности ректора Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС):

 Особенностью нового учебного года в СамГУПСе является внедрение во все учебные программы образовательных модулей по сквозным цифровым технологиям. Мы видим, как развивается ОАО «РЖД», и понимаем, что нашему выпускнику надо быть на шаг впереди тех изменений, которые происходят в отрасли. Об этом мы говорили и нашим абитуриентам на профориентационных мероприятиях. Результат не заставил себя ждать, выпускники школ пришли в наш вуз и сделали осознанный выбор в пользу современных знаний и компетенций.

Несмотря на сложности, связанные с изменением порядка приёма, а также реализацией подачи документов с помощью Единого портала государственных услуг, приёмная кампания в СамГУПСе прошла успешно. Нами выполнены контрольные цифры приёма, произведён набор студентов на места с оплатой обучения.

По итогам приёмной кампании 2021 года абитуриенты подали в СамГУПС порядка 8 тыс. заявлений на поступление. По состоянию на 1 сентября 2021 года в университет по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета зачислено 1049 абитуриентов по очной форме и 165 – на заочную форму обучения. До конца сентября продолжится приём документов на заочную форму на места с оплатой обучения.

Практически все абитуриенты показали хорошие результаты на внутренних вступительных испытаниях, которые университет проводил самостоятельно. Это ещё одна тенденция лета 2021 года, когда уровень знаний вчерашних школьников оказался выше наших ожиданий.

Традиционно самыми востребованными среди поступающих в наш вуз стали направления подготовки по специалитетам «Эксплуатация железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов», по бакалавриату «Информатика и вычислительная техника», «Информационные системы и технологии», «Техносферная безопасность». Кроме того, ребята показали заинтересованность в направлениях подготовки, связанных с логистикой на транспорте, информационными системами и технологиями.

В этом году для приёма впервые была открыта новая специальность «Экономическая безопасность» на платной основе. Уверен, в дальнейшем она будет всё более востребована среди абитуриентов.

Также в этом учебном году в СамГУПСе будет реализован новый образовательный модуль «Системы искусственного интеллекта» (разработан Министерством науки и высшего образования РФ) в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования.

Его целью является освоение студентами основных методов теории интеллектуальных систем и приобретение навыков по их использованию в профессиональной деятельности. В рамках модуля предполагается изучение языка программирования Python.

Общий объём модуля составляет 108 академических часов, в том числе 36 часов практики. На практических занятиях студенты будут выполнять самостоятельные и лабораторные работы, а также готовиться к промежуточной аттестации. Раздел модуля «Практика» позволит освоить первичные профессиональные умения и навыки в области прикладных систем искусственного интеллекта.

Изучение нового модуля является одним из шагов по формированию сквозных цифровых компетенций выпускников. Наш университет включил содержание этого модуля в основные образовательные программы бакалавриата и специалитета по всем специальностям и направлениям подготовки для изучения в текущем учебном году. Это позволит нашим выпускникам эффективно применять достижения бурно развивающейся отрасли искусственного интеллекта для решения профессиональных задач в интересах ОАО «РЖД».

Начало учебного года для первокурсников проходит в очном формате, студенты посещают лекции при соблюдении всех мер санитарной безопасности. Для студентов старших курсов часть теоретических занятий проходит в дистанционном формате.

Транспортное образование востребовано

Владимир Тимонин, первый проректор Российского университета транспорта (МИИТ):

Интерес к работе в транспортной системе в последние годы не снижается. Учиться в Российском университете транспорта приезжают выпускники школ и колледжей со всей страны. В этом году абитуриенты подали 55 759 заявлений (из них 50 895 – по программам высшего, 4864 – среднего профессионального образования), что на 23% больше, чем в 2020 году.

В 2021 году мы перестроили работу приёмной комиссии, учитывая опыт «пандемийного» года. Несмотря на все сложности, подача документов стала более быстрой, простой и прозрачной: поступить в университет можно было и очно, и дистанционно. Большая часть процессов, в том числе заключение договоров, ушла в «цифру». Одним из первых в стране РУТ (МИИТ) начал принимать документы на поступление через портал «Госуслуги». Изменился и подход к привлечению абитуриентов – стало больше интерактивных, «живых» форматов. Как результат – более 55 тыс. обработанных заявлений, из которых 32 тыс. были поданы дистанционно. Конкурс доходил до 400 заявлений на место.

Количество поступивших в университет составило чуть более 6 тыс. человек. Особенно популярными среди абитуриентов стали специальности, связанные с цифровизацией и информационными технологиями. По-прежнему видим интерес у поступающих и к нашим классическим специальностям – «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей», «Эксплуатация железных дорог», «Информатика и вычислительная техника», «Подвижной состав железных дорог», «Системы обеспечения движения поездов».

Новые направления подготовки открылись в академии «Высшая инженерная школа» – это «IT-сервисы и технологии обработки данных на транспорте»; «Системы мобильной связи и сетевые технологии на транспорте», «Транспортный и промышленный дизайн», «Управление цифровыми активами на транспорте», «Транспортные системы агломераций», «Технология информационного моделирования». Также новые направления представлены в нашем новом структурном подразделении – Академии водного транспорта.

Российский университет транспорта организует целевое обучение. Нашим главным партнёром здесь выступает ОАО «РЖД». Многие абитуриенты осознанно делают выбор и становятся целевиками, при этом имеют поддержку от работодателя, и, что важно, после окончания вуза они получают гарантированное трудоустройство.

Форма обучения первокурсников – очная, но с соблюдением всех эпидемиологических требований. При входе на территорию университета проводится термометрия, в здании университета действует масочный режим, в местах общего пользования установлены санитайзеры.

В этом году в Российском университете транспорта студентов ждут новые образовательные программы, новые форматы обучения, участие в реализации проектов с первых дней обучения.

ПГУПС предлагает гибкие траектории обучения

Александр Панычев, ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС):

Успешно завершилась приёмная кампания в ПГУПС. В 211-й раз первый инженерный транспортный вуз России встретил своих первокурсников. План приёма на места, финансируемые из федерального бюджета, в объёме 1450 мест по программам высшего образования университетом выполнен полностью и в срок, без объявления дополнительного приёма. Особенность этого года – увеличение мест в магистратуру и аспирантуру на 15%, до 201 места.

К началу учебного года в университет было зачислено более 1200 студентов, поступивших на коммерческой основе. Это даже выше уровня прошлого года. Причём порядка 30% из них – иностранные граждане. Следует отметить увеличение спроса на заочную форму обучения – количество желающих почти в три раза превышало количество бюджетных мест. Одной из причин этого, на наш взгляд, являются изменения в формате обучения (дистанционное, электронные ресурсы) и гибкие траектории обучения, которые сегодня предлагает вуз. Например, в этом году запущены программы высшего образования по заочной форме для абитуриентов, окончивших наши техникумы и колледжи по аналогичной специальности, предполагающие сокращение срока обучения более чем на год.

В новый приём университет поднял минимальное количество баллов для поступления по основным предметам (математика (профильная), физика и русский язык) до 36. Это, безусловно, сказалось на увеличении доли зачисленных абитуриентов с суммой баллов 230 и более. Кроме того, не первый год в университете реализуется правило: иногородние студенты с баллами 230 и выше имеют право выбрать не только общежитие, но и конкретное место в нём, что существенно влияет на принятие решения в пользу старейшего транспортного вуза.

Университет был включён в проект приёма заявлений от поступающих через Единый портал «Госуслуги» (ЕПГУ). Это привело к дополнительной нагрузке на приёмную комиссию, которой пришлось работать одновременно в двух независимых системах. Через ЕПГУ в университет поступило более 1000 заявлений. Конечно, имела место задержка проверки и подтверждения достоверности документа об образовании через Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Срок ожидания подтверждения иногда доходил до двух недель с момента подачи заявления поступающим через ЕПГУ. Однако в целом можно отметить, что в университете система приёма документов от поступающих через ЕПГУ отработала стабильно и показала себя жизнеспособной.

В рамках целевой квоты университет принял на обучение по программам высшего образования 495 студентов. Крупнейшим заказчиком целевого обучения традиционно остаётся ОАО «РЖД».

Последние два года университет является Единым оператором по работе с опорными общеобразовательными школами на полигоне Октябрьской железной дороги – мы координируем реализацию разработанных ПГУПСом дополнительных общеобразовательных программ для учащихся Северо-Западного региона. Эта работа ведётся в рамках реализации Концепции развития профориентационной деятельности ОАО «РЖД» до 2025 года. Совместная работа с дорогой дала ощутимые результаты: 54% выпускников школ, курируемых университетом, подали заявления в наш вуз, и 91% из них стали студентами железнодорожных специальностей.

В программах и проектах университета в прошедшем учебном году участвовали более 1000 школьников из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Мурманска, Бологого, Кандалакши. Университет курирует класс в Академии цифровых технологий Санкт-Петербурга, является партнёром двух кванториумов и целенаправленно ведёт работу по расширению географии школ, портфеля программ для работы со школьниками начиная с 7-го класса.

Цель обучения – работа в РЖД

Евгений Архипов, начальник отдела профессионального обучения Департамента управления персоналом ОАО «РЖД»:

В этом году в отраслевые университеты на целевое обучение по программам очного высшего образования зачислены 2464 человека, что составляет 100,4% от плана приёма.

Работа по заключению договоров о целевом обучении по программам среднего профессионального образования, а также по программам заочной формы обучения ещё продолжается, её итоги будут подведены в октябре. Планируем, что в общей сложности с целевиками будет подписано около 6 тыс. договоров.

Должен отметить, что в компании есть понимание, сколько специалистов с высшим и средним профобразованием ей нужно, количество целевиков каждый год рассчитывается по специальной методике – мы опираемся на прогнозируемые данные об укомплектованности, притоке и оттоке кадров на предприятиях. В итоге образовательные организации готовят специалистов для конкретных структурных подразделений, а все целевики знают, на какое предприятие они придут и какие задачи будут решать.

В этом году мы проводили целевой приём по пяти железнодорожным специальностям («Подвижной состав железных дорог», «Эксплуатация железных дорог», «Наземные транспортно-технологические средства», «Системы обеспечения движения поездов», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей»). Кроме того, более 50 студентов пройдут подготовку в сфере промышленного и гражданского строительства и информационных технологий.

Второй год мы проводим оценку абитуриентов, чтобы отобрать наиболее мотивированных ребят на целевое обучение по гуманитарным направлениям подготовки и в области информационных технологий. В текущем году мы зафиксировали рекордный конкурс на подготовку IT-специалистов, наиболее популярными направлениями стали компьютерная и информационная безопасность.

Приёмная кампания – 2021 прошла с существенными организационными новшествами со стороны ОАО «РЖД». В автоматизированном режиме на Карьерном портале был запущен сервис по приёму заявок на целевое обучение – в результате значительно сократилось время на их обработку. Заявки от абитуриентов поступали напрямую в те кадровые подразделения, которые заключают целевые договоры по той или иной специальности. Всего через Карьерный портал было подано более 1500 заявок на целевое обучение. Ещё одним нововведением стало создание в приёмных комиссиях отдельных брендированных зон холдинга «РЖД», в которых шла трансляция профориентационных роликов, были оборудованы места для подачи заявок на целевое обучение, размещены информационные материалы компании. Для студентов-целевиков компания сформировала единые стандарты дополнительной подготовки. В этом году были разработаны и утверждены матрицы траекторий целевого обучения, в которых предусмотрено как обучение рабочей профессии, так и освоение программ, направленных на развитие корпоративных компетенций. Каждый выпускник независимо от того, где он обучался, будет обладать актуальными, востребованными на производстве компетенциями.

Интерес к «цифровым» специальностям

Алексей Манаков, ректор Сибирского государственного университета путей сообщения (СГУПС):

В вузе приём осуществлялся на очную, заочную и очно-заочную формы обучения по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры. Уже можно говорить о поступивших на очную форму – их количество составляет 1350 человек.

В 2021 году самыми популярными направлениями подготовки, которые отражали не только интересы абитуриентов, но и интересы общества, оказались «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Строительство, эксплуатация железных дорог», «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей». Направления востребованы в связи с происходящими процессами в нашей стране – активной информатизацией общества, всеобщей оцифровкой всех отраслей экономики, в том числе транспортной сферы и железной дороги.

Если оценивать приёмную кампанию в целом, то можно сказать следующее: приёмная комиссия проходила сложно. Новшества в законодательстве по поступлению в вузы, новый способ подачи заявлений на приём и согласие на зачисление, дистанционное взаимодействие с абитуриентами, возможность изменить своё решение на зачисление за несколько минут – всё это в совокупности сделало набор студентов 2021 года очень непростым. Но, несмотря на сложности, СГУПС справляется со всеми поставленными задачами.

Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное