Наука и образование / 24.09.20 21:04

Университеты нового времени

Систему отраслевого образования ожидает реформирование

Систему отраслевого образования ожидает реформирование | Наука и образование
фото:Александр Саверкин/ ИД «Гудок»

Минтранс России доработал Концепцию развития транспортного образования до 2030 года. Об этом сегодня на форуме «Транспортное образование и наука – 2020», проходившем в Российском университете транспорта (МИИТ), заявил замминистра транспорта – руководитель Росжелдора Владимир Токарев. В ближайшее время документ рассмотрит коллегия ведомства, после чего он будет отправлен на утверждение в правительство.

Обсуждение Концепции развития транспортного образования длится уже несколько лет. Первая редакция документа была представлена в конце 2016 года – она была разослана всем заинтересованным сторонам. И если с транспортными компаниями понимание было достигнуто быстро, то процесс согласования с Минобрнауки затянулся. Основная причина – в положениях концепции, требующих законотворческих изменений (в первую очередь закрепления понятия отраслевого образования в законе «Об образовании» или отдельным нормативным актом).

Как сообщил Владимир Токарев, Минобрнауки наконец предоставило свой отзыв на концепцию, и в ближайшее время доработанный документ будет рассмотрен коллегией Минтранса, а после отправлен на утверждение в Правительство РФ.

Концепция предусматривает ряд мероприятий, направленных на поддержку и развитие отраслевого образования. В частности, на совершенствование системы медицинского освидетельствования абитуриентов, развитие дистанционного образования и цифровых технологий обучения, укрепление сотрудничества с зарубежными партнёрами в области подготовки транспортников и научно-педагогических работников, создание международного рейтинга транспортных вузов и единого информационно-образовательного транспортного портала.

«Транспортный комплекс динамично развивается. Уже недостаточно просто увеличивать количество хорошо подготовленных специалистов, нужно готовить качественно новое поколение профессионалов, способных генерировать идеи, менять подходы и управлять изменениями. Для этого необходима перестройка образовательных программ и моделей взаимодействия вузов с работодателями, – подчеркнул Владимир Токарев. – Кроме традиционных программ подготовки актуальными становятся направления, связанные с технологиями искусственного интеллекта, Big Data, высокоскоростным наземным транспортом, безопасностью, сохранением окружающей среды, городскими транспортными системами. И университеты должны отвечать на эти профессиональные вызовы», – отметил замминистра.

Пока главный документ в области развития отраслевого образования проходит обсуждение, в ОАО «РЖД» в январе этого года была принята собственная программа взаимодействия с университетскими комплексами железнодорожного транспорта, рассчитанная до 2025 года.

«Цель программы – обеспечение ОАО «РЖД» высококвалифицированными специалистами в соответствии с Долгосрочной программой развития компании. Программа состоит из восьми разделов, охватывающих весь спектр взаимодействия компании и отраслевых вузов – от совершенствования образовательного процесса до управленческих изменений», – сказал, выступая на форуме, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов.

Одно из мероприятий программы – оценка выпускников на основе корпоративных и профессиональных компетенций. Оценку с точки зрения корпоративных компетенций прошли уже 2188 выпускников железнодорожных специальностей. Средний балл составил 1,47. «Для сравнения: для зачисления в базовый резерв компании порог для кандидатов составляет 1,42, – подчеркнул Дмитрий Шаханов. – Такая оценка становится для компании источником информации о качестве образования и навыках, которые получил студент. Для вузов же это обратный канал связи».

До конца ноября аналогичную оценку на предприятиях пройдут все выпускники, обучавшиеся в учебных заведениях по целевым направлениям от ОАО «РЖД».

Юлия Антич

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →