Новости дня

Экзамен временем сдан

Наука и образование | Среда | 20.05.2020 | 07:30
Старейшему отраслевому учебному заведению Саратова – техникуму железнодорожного транспорта – исполнилось 120 лет
Старейшему отраслевому учебному заведению Саратова – техникуму железнодорожного транспорта – исполнилось 120 лет | Наука и образование
фото: Татьяна Волченко
В 1895 году правление Общества Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД) обратилось в учебный отдел Министерства путей сообщения Российской империи с просьбой о строительстве в Саратове технического училища: растущая стальная магистраль нуждалась в обученных работниках. В докладной записке подчёркивалось: отсутствие в районе дороги профильного учебного заведения ограничивает возможности в подготовке квалифицированных кадров. Спустя пять лет, 8 мая 1900 года, вышел приказ МПС об открытии в Саратове технического железнодорожного училища для подготовки техников 2-го разряда по двум специальностям: тяговой и путейской.

Новое учебное учреждение содержалось за счёт средств города и владельцев РУЖД, которые ежегодно отчисляли на эти цели по 15 руб. с каждой версты пути.

В 1900 году в училище открылся первый класс. В нём обучались три десятка 14–18-летних сыновей железнодорожных служащих. В следующем году в учебном заведении появился ещё один класс. Учебный курс был рассчитан на три года, после чего начиналась обязательная двухлетняя практика, по окончании которой выдавалось свидетельство о получении профессии. Образовательный процесс проводился по унифицированным программам подготовки. Особое внимание уделялось черчению, математике и работе в учебных мастерских.

Первым начальником Саратовского железнодорожного училища стал коллежский советник, кандидат математических наук Тихон Громов. Большинство преподавателей имели высшее образование. Громов придавал большое значение эстетическому воспитанию учащихся – в училище даже был духовой оркестр. В рапорте учебному отделу от 29 октября 1910 года Тихон Петрович писал, что преподаватель пения и надзиратель училища давно уже обращались к нему с просьбой приобрести рояль. «Причём надзиратель училища видит в рояле средство для того, чтобы ученики больше пребывали в стенах училища и проводили более разумно свободное время, образуя хор, обучаясь как духовному, так и светскому пению и готовясь к устройству музыкального вечера», – уточнял начальник.

Первый выпуск молодых техников состоялся в 1905 году. В 1906/07 учебном году в училище открылись параллельные классы, благодаря чему количество учащихся выросло на 65 человек. Через восемь лет занятия посещали уже 155 слушателей.

В 1917 году низшее техническое железнодорожное училище преобразовали в Саратовское среднее техническое училище, которое производило набор учащихся, окончивших семь классов, на три отделения: строительное («Гражданские сооружения»), механическое («Паровозная тяга») и электротехническое («Сильноточники»). Два года из четырёх лет обучения занимала обязательная производственная практика, после которой выпускникам присваивалось звание техника 1-го разряда.

В 1922–1938 годах учебное заведение неоднократно реорганизовывалось. С конца 1930-х годов оно стало называться Саратовским механическим техникумом железнодорожного транспорта.

Перед началом Великой Отечественной войны техникум занимал три двухэтажных здания. В первом и третьем корпусах располагались учебные кабинеты и мастерские, во втором – общежитие, спортивный зал, библиотека, актовый зал, столовая. Для электроснабжения учебных корпусов коллектив техникума своими силами построил маломощную электростанцию.

В годы войны более 100 студентов и преподавателей добровольцами ушли на фронт. На базе техникума организовали призывной пункт. В его корпусах разместились эвакуированные железнодорожный техникум из Гомеля, Елецкий техникум и Саратовский строительный техникум. Занятия велись в три смены.

Бывший заведующий учебной частью техникума Ювеналий Луйтковский вспоминал: «Работники техникума и учащиеся нагружали и разгружали вагоны и платформы, очищали от снега стрелки и пути, охраняли перекидной мост, работали в вагонном и локомотивном депо, на грузовом дворе. В дни Сталинградской битвы велись большие оборонные работы в прифронтовом городе: рыли траншеи, блиндажи. Учащиеся техникума помогали перестраивать завод «Комбайн» для выпуска самолётов, убирали цеха после работы».

Шли годы, возникали новые задачи. В 1956 году в техникуме открыли отделение «Паровозное хозяйство», в 1961-м – «Проводная связь на железнодорожном транспорте», в 1969-м – «Радиосвязь и радиовещание», в 1992-м – «Электроснабжение». В 2009‑м появилась специализация «Вагонное хозяйство».

В 2016 году учебное заведение вошло в состав Самарского государственного университета путей сообщения в качестве филиала в Саратове.

Судьба саратовской кузницы кадров складывается из судеб конкретных людей, чьим трудом и талантом определяется и история учебного заведения, и его престиж. Одним из выпускников техникума является председатель Объединённого учёного совета ОАО «РЖД», вице-президент, старший вице-президент ОАО «РЖД» (2003–2010), член коллегии МПС, член правления ОАО «РЖД» (1994–2015), заслуженный экономист РФ Борис Лапидус.

«В Саратовский механический техникум железнодорожного транспорта я поступил не случайно, так как являюсь железнодорожником в третьем поколении, – говорит он. – С детства хотел быть машинистом. Годы учёбы в техникуме – один из самых интересных периодов моей жизни. В техникуме я обрёл много новых навыков, он оказал серьёзное влияние на меня как на личность. У нас были замечательные преподаватели, которые сыграли большую роль в моём профессиональном становлении. Главное – научили уважать профессию железнодорожника и серьёзно относиться к знаниям. Я очень высоко ценю практические навыки, которые давали в мастерских техникума. Мы прошли очень хорошую школу по слесарному, токарному, кузнечному, сварочному делу. Это было не просто лёгкое знакомство с профессиями, по всем этим навыкам мы сдавали экзамены на квалификационный разряд – на второй, иногда на третий. В дальнейшей моей производственной жизни эти навыки были хорошим дополнением к теоретическим знаниям. Важное место в моей судьбе заняла дипломная работа в техникуме. Я выбрал дипломный проект на тему, связанную с экономией топлива на тепловозах. За четыре месяца дипломного проекта я очень глубоко познакомился с эффективными методами управления поездом, работой передовых машинистов, сделал несколько опытных поездок в динамометрической лаборатории, контролировал работу при испытаниях, помогал анализировать результат опытных поездок. Это было первое приближение к будущей научной работе».

Сейчас в техникуме обучаются более 3 тыс. студентов. «Мы ведём подготовку по двум программам: среднего профессионального (по шести специальностям) и высшего образования. Традиционно все специальности – железнодорожные, – рассказывает директор филиала СамГУПСа в Саратове Лилия Чирикова. – В своей работе ориентируемся на запрос работодателя. Наша главная задача – оставаться столь же востребованными, как и прежде, и, не теряя темпов, развиваться дальше. Так, в высшей школе планируем открыть специальность «техносферная безопасность», подготовили пакет документов для лицензирования. Думаем об открытии новых специальностей по среднему профессиональному образованию. В связи с появлением на рынке труда новых рабочих профессий вводим в образовательный процесс соответствующие краткосрочные курсы для слушателей».
Татьяна Волченко

Cегодня в СМИ

Первые лица