Наука и образование / 06.12.19 05:37

Первый на железной дороге

Елецкому техникуму железнодорожного транспорта исполнилось 150 лет

Елецкому техникуму железнодорожного транспорта исполнилось 150 лет
 | Наука и образование
фото:Архив техникума

Первое в России железнодорожное училище – ныне Елецкий техникум железнодорожного транспорта отмечает 150-летие. Сегодня в учебном заведении проходят торжественные мероприятия, посвящённые юбилею.

История Елецкого техникума железнодорожного транспорта В Липецкой области началась в 1869 году, когда по инициативе строителя железных дорог купца I гильдии Самуила Полякова и ходатайству первого министра путей сообщения Павла Мельникова указом императора Александра II было открыто первое в России ремесленное железнодорожное училище, названное по имени монарха – Александровское.

Необходимость появления такого рода учебного заведения была вызвана стремительным развитием отрасли. Главный инспектор частных железных дорог Андрей Дельвин, выступая в 1868 году на открытии Орловско-Витебской железной дороги, отметил, что «недостаток низших техников железнодорожной службы составляет один из наиболее сильных тормозов к правильному устроению этой службы на дорогах».

Елец для устройства учебного заведения был выбран не случайно. В деле «Об учреждении ремесленного железнодорожного училища в г. Ельце» есть записка Самуила Полякова от 15 марта 1868 года, адресованная Павлу Мельникову, в которой он пишет: «Местом для училища я полагаю избрать г. Елец, который по значительности народонаселения и по расположению своему в центре Юго-Восточной сети железных дорог представляет удобный для этого пункт, тем более что в Ельце кроме частных заводов расположены главные мастерские Елецко-Грязской ж.д.».

Устав училища был утверждён в феврале 1869 года, а официальное открытие состоялось 17 апреля – в день рождения Александра II.

В учебном заведении готовили начальников станций и их помощников, машинистов, техников и мастеровых по ремонту подвижного состава и пути, телеграфистов. В училище принимались лица в возрасте 14–17 лет, окончившие уездные школы. В основном это были дети железнодорожных служащих. Помимо таких профильных предметов, как железнодорожное дело, подвижной состав, телеграфия, топография, теоретическая и паровая механика, воспитанники немало времени посвящали изучению точных наук, рисованию и черчению, а также Закону Божьему, пению и гимнастике.

Для учащихся были разработаны правила поведения во время уроков, на переменах и в повседневной жизни. К примеру, им запрещалось посещать маскарады и трактиры. Посещение театрализованных представлений разрешалось только в праздники с особого разрешения начальника училища.

В 1891 году училище было передано его попечителем Даниилом Поляковым (сыном Самуила Полякова) в ведомство Министерства путей сообщения.

В царские времена численность учащихся составляла до 100 человек, в год выпускалось около 30 мастеров. К 1917 году его окончили уже более 1400 человек.

За время своего существования первое железнодорожное училище неоднократно меняло название, а вместе с ним менялись программы и методики обучения. Так, в 1917 году оно было преобразовано в среднетехническое училище строительных специальностей, в 1922-м его переименовали в Елецкий строительный техникум НКПС, а уже в следующем – в Елецкую профессионально-техническую школу строительных специальностей. В 1930 году профшкола была преобразована в Елецкий путейско-строительный техникум НКПС. Стал проводиться набор на новые отделения – «путейско-строительное» и «гражданские и коммунальные здания». Количество учащихся возросло до 350 человек.

В годы Великой Отечественной войны техникум дважды эвакуировали: сначала в Саратов, затем в удмурдский город Можга. Когда в 1943 году техникум возвращается в Елец, там открывается ещё одно новое отделение – «искусственные сооружения». Тогда же учебное заведение получает своё современное название – Елецкий техникум железнодорожного транспорта.

1952 год был отмечен тем, что техникум перевели в новый учебный корпус, построенный по проекту архитектора Михаила Готлиба. Силами преподавателей и учащихся на прилегающей территории был заложен фруктовый сад, посажены берёзовые аллеи, которые и сегодня радуют глаз.

Для удовлетворения нужд Елецкого железнодорожного узла с 1962 по 1969 год в техникуме работали вечернее и заочное отделения. В это время появились новые специальности, в частности «путевые и строительные машины», «мосты и другие искусственные сооружения».

В 2017 году техникум вошёл в состав университетского комплекса Ростовского госуниверситета путей сообщения (РГУПС), став его филиалом.

За 150 лет учебное заведение подготовило более 40 тыс. специалистов для железных дорог страны и других отраслей промышленности. В числе именитых выпускников – генерал-майор инженерных войск, Герой Советского Союза Иван Жемчужников; Герой Социалистического Труда, генерал-полковник Михаил Макарцев, который командовал Железнодорожными войсками с 1983 по 1992 год; генерал-лейтенант Сергей Климец – командующий Железнодорожными войсками с 2008 по 2010 год; гвардии подполковник, Герой России Сергей Пятницких и Владимир Воробьёв, бывший с 2002 по 2006 год начальником Северо-Кавказской дороги, а с 2006 по 2012-й – вице-президентом ОАО «РЖД».

С 1998 года техникумом руководит Владислав Краснов – тоже его выпускник.

«Я окончил Елецкий железнодорожный техникум, но и предположить не мог, что свяжу с ним свою профессиональную жизнь, – говорит Владислав Краснов. – Когда меня вызвали в управление ЮВЖД (в то время я работал главным инженером на строительстве спортивного объекта) и сообщили, что я должен возглавить техникум, конечно, я растерялся, ведь подобного опыта у меня не было. Сейчас понимаю, что сделал тогда один из самых важных шагов в своей жизни».

По словам директора, 2000-е годы стали самыми значимыми в его трудовой деятельности. Именно в это время техникум обретает вторую молодость: капитально отремонтированы студенческое общежитие, учебные корпуса и мастерские, построены железнодорожный полигон, автодром для подготовки водителей категории «В» и спортивный комплекс, благоустроена территория общей площадью 3,5 га.

Сегодня техникум ведёт подготовку по семи специальностям железнодорожного и автомобильного транспорта, гражданского и транспортного строительства, а также медицинским. Профессии осваивают более 750 студентов под руководством 60 преподавателей.

«Среди организаций среднего профессионального образования (филиалов РГУПСа) Елецкий железнодорожный техникум занимает второе место по количеству реализуемых специальностей. Это единственное учебное заведение в нашем университетском комплексе, где сохранилась подготовка медицинских специалистов для транспортной отрасли. Средний балл аттестата поступающих – 4,0 – выше, чем средний по стране, что свидетельствует о востребованности и престиже специальностей, по которым учат в техникуме», – рассказал «Гудку» ректор РГУПСа Владимир Верескун.

В юбилейный для техникума год проведена реставрация его исторического здания – объекта культурного наследия регионального значения. Ремонт был завершён 30 ноября. Подарок от ОАО «РЖД» – обновление лаборатории информационных технологий, современные стенды для кабинета электротехники, программное обеспечение и оборудование для обучения по медицинским специальностям.

Юлия Антич

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Актуальное