Новости дня

Отраслевые вузы России расширяют сотрудничество с КНР

Наука и образование | Среда | 03.07.2019 | 12:02
Совместные образовательные программы позволяют получить качественное образование и даже дипломы обеих стран
Совместные образовательные программы позволяют получить качественное образование и даже дипломы обеих стран | Наука и образование
ИрГУПС
Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС) в середине мая открыл подразделение на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института, а в июне в Иркутском государственном университете путей сообщения (ИрГУПС) был создан Российско-китайский институт транспортного образования. Сотрудничество повысит конкурентоспособность отраслевого образования и позволит реализовать больше международных транспортных проектов, считают эксперты.

По данным Министерства высшего образования и науки РФ, на сегодняшний день партнёрские отношения с 600 китайскими вузами поддерживают свыше 150 российских университетов. В их числе все отраслевые университеты. Интерес российских железнодорожных вузов к Китаю вполне обоснован: в настоящий момент КНР обладает самой развитой сетью высокоскоростных железных дорог в мире. Так, согласно статистике китайского железнодорожного оператора China Railway Corporation (CRC), к концу 2018 года общая протяжённость всех железных дорог в Китае составила 131 тыс. км, в их числе высокоскоростные железнодорожные магистрали протяжённостью 29 тыс. км (две трети от общемирового показателя), на стадии строительства находится ещё 10 тыс. км ВСМ.

«Сотрудничество между российскими и китайскими вузами позволит расширять и развивать не только их образовательную, но и научную деятельность», – отметил ректор ИрГУПСа Сергей Каргапольцев 11 июня на открытии Российско-китайского института транспортного образования на базе ИрГУПСа.

Российско-китайский институт транспортного образования появился благодаря соглашению между ИрГУПСом и Шаньдунским?университетом путей сообщения (Китай). Подготовка специалистов по совместным образовательным программам начнётся с сентября 2019 года. Помимо этого соглашение между вузами подразумевает обучение студентов третьих и четвёртых курсов ИрГУПСа в Шаньдунском университете путей сообщения по образовательной программе «2+2» (первые два года китайские студенты обучаются на родине, вторые два – в российском вузе и наоборот). Одно из главных условий – хорошее знание английского языка, отсутствие задолженностей по учёбе. По завершении учёбы выпускники получат дипломы обоих вузов.

Самарский госуниверситет путей сообщения в середине мая открыл, по сути, свой филиал в Китае – Самарский институт транспорта на базе Шэньсийского железнодорожного профессионально-технического института. Соглашение об открытии вуза было подписано в апреле 2018 года, с 1 сентября этого года обучение в институте начнут более ста китайских студентов.

«У наших университетов очень много достоинств, которые можно сложить и использовать для развития студентов по обмену. Транспортная отрасль развивается очень быстро, поэтому выпускникам объединённого института можно будет с лёгкостью найти работу на железных дорогах и в различных национальных компаниях как России, так и Китая», – отметил секретарь Шэньсийского института Ван Хуэй.

Обучение в институте будет вестись по четырём специальностям: «эксплуатация железнодорожного транспорта (эксплуатация железных дорог)», «техника строительства ВСМ (строительство магистральных железных дорог)», «железнодорожная логистика (технология транспортных процессов)», «контроль железнодорожной системы сигнализации (автоматика, телемеханика на железнодорожном транспорте)». Преподавать учебные дисциплины будут китайские педагоги, предусмотрено также проведение совместных образовательных курсов с преподавателями СамГУПСа. В Самарский институт транспорта будут направлены разработанные российскими специалистами методические указания, переведённые на китайский язык.

Китайские студенты будут изучать русский язык, который пригодится им во время обучения в России. «Отучившись два-три года в Китае, студенты смогут поступить к нам, в Самару, и дальше получать образование. За это время мы создадим условия проживания в общежитии, решим проблемы медицинского страхования, – отметил ректор СамГУПСа Иван Андрончев. – Сотрудничество между вузами позволит повысить конкурентоспособность СамГУПСа, реализовать больше международных проектов, наладить социокультурные связи».

В перспективе студенты СамГУПСа смогут пройти обучение в новом вузе в Китае по программе обмена.

В других отраслевых вузах также налажено сотрудничество с Китаем. Так, Российский университет транспорта (МИИТ) ведёт подготовку специалистов для КНР с 1946 года. Вуз сотрудничает с Пекинским транспортным университетом, Юго-Западным транспортным университетом (город Чэнду), Университетом Цинхуа. «В настоящее время в РУТ (МИИТ) обучаются 70 китайских студентов, в том числе 53 студента на программах высшего образования и 17 слушателей подготовительного отделения», – рассказал «Гудку» проректор РУТ (МИИТ) Владимир Тимонин.

Уральским госуниверситетом путей сообщения и Чжэнчжоуским железнодорожным профессионально-техническим институтом реализован проект «Институт ВСМ Евразия» по подготовке кадров для высокоскоростного движения в КНР. Также созданы российско-китайский научно-образовательный центр в области разработки высокоскоростного подвижного состава с инфраструктурой железнодорожного транспорта (совместно с ОАО «РЖД» и китайской машиностроительной корпорацией СRRС Changchun), китайско-российский исследовательский Центр высокоскоростного железнодорожного сообщения (совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения и Пекинским транспортным университетом). В планах создание Российско-китайского транспортного института совместно с Международной корпорацией «Евразия» (КНР) на территории столичного бизнес-парка «Гринвуд».
Юлия Антич

Cегодня в СМИ

Первые лица