Наука и образование / 19.02.19 23:33

Список востребованных специальностей должны определить вузы и работодатели

Холдингу понадобятся кадры, способные работать в условиях цифровой трансформации, обслуживать новейшую технику, работать с искусственным интеллектом

Холдингу понадобятся кадры, способные работать в условиях цифровой трансформации, обслуживать новейшую технику, работать с искусственным интеллектом | Наука и образование
фото:transweek.ru

Производственные и бизнес-процессы в различных отраслях экономики усложняются. Вузы уже не могут учить студентов по программам, разработанным десятки лет назад. О том, как и чему должны учить университеты нового поколения, шла речь на пленарной дискуссии форума «Системообразующие вузы: основа развития базовых отраслей экономики».

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Александра Мишарина, сегодня перед железнодорожной отраслью стоят такие стратегически важные задачи, как запуск высокоскоростного движения, внедрение беспилотного транспорта и цифровых сервисов, повышение эффективности перевозочного процесса и производительности труда. При этом достижение поставленных целей базируется не только на внедрении инновационной техники – важную роль играет человеческий капитал. 

«Компания меняется, а значит, должно меняться и отраслевое образование. Доля инженерно-технического персонала в ОАО «РЖД» будет возрастать и к 2025 году составит порядка 40% от общей численности работников компании. Нам понадобятся кадры, способные работать в условиях цифровой трансформации, обслуживать новейшую технику, работать с искусственным интеллектом», – отметил Александр Мишарин.

К слову, масштабные стратегические задачи решают и другие виды транспорта. В частности, морская отрасль занимается освоением Арктики, тестированием безэкипажных судов. «Сегодня мы можем говорить о мультимодальных перевозках, когда все виды транспорта работают во взаимо-
связи. Поэтому роль РУТ (МИИТ) как системообразующего вуза колоссальна, ведь на одной площадке теперь объединены специалисты всех видов транспорта. Безусловно, работодатели должны быть открыты к сотрудничеству с ним», – заметил генеральный директор ОАО «Московское речное пароходство» Константин Анисимов.

По словам заместителя министра транспорта РФ Владимира Токарева, положительным примером взаимодействия отраслевого образования и работодателя является сотрудничество ОАО «РЖД» с железнодорожными вузами. «Система классического образования в нашей стране нацелена на воспитание «рабов», не способных мыслить. Институт даёт знания, но не добавляет ума. Выпускники приходят на производство, где работодатели вынуждены их переучивать. Отраслевое образование здесь стоит особняком, благодаря сотрудничеству с ОАО «РЖД» железнодорожные вузы выпускают талантливых, востребованных профессионалов», – считает Владимир Токарев.
Между тем стремительное развитие транспорта требует, чтобы вузы занимались не только текущей, но и опережающей подготовкой кадров. 

«Наблюдается отставание в целом всех вузов от тех технологий, которые уже становятся обыденностью и нормой в практической жизни. Например, в Москве функционирует новый вид наземного общественного транспорта – электробус. Это инновационный вариант автобуса на электрической тяге. Но пока ни одно учебное заведение не ведёт подготовку специалистов, способных управлять электробусами и электромобилями, – сказал ректор РУТ (МИИТ) Александр Климов. – Ближайшая перспектива для железнодорожного транспорта – внедрение BIM-технологий, создание цифровых двойников объектов инфраструктуры. Через пять лет эти технологии станут нормой для компании, а соответствующих специалистов мы ещё не учим. Не стоит забывать и о технологиях будущего, которые пока только разрабатываются учёными, но в перспективе будут непременно внедряться. Чтобы в будущем отрасль не осталась без инновационных кадров, вузам уже сейчас необходимо разрабатывать план действий совместно с компаниями».

Эксперты сходятся во мнении, что список перспективных специальностей должен быть разработан в каждой отрасли вместе с Министерством высшего образования и науки, отраслевыми министерствами, вузами и работодателями. 

По словам Александра Мишарина, нужно менять не только сложившуюся систему образования, но и отношение людей к обучению. «Образовательная модель, при которой процесс обучения ограничивается четырьмя-пятью годами в вузе, неактуальна. Сегодня нужно учиться всю жизнь, чтобы оставаться профессионалом, востребованным на рынке труда», – уверен он.

Юлия Соловьева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

От Мариинска до Тайшета От Мариинска до Тайшета
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →