Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Проверка в Альпах: российский прибор диагностирует пути швейцарской горной магистрали

Наука и образование | Четверг | 14.02.2019 | 23:25
Подобные автономные системы диагностики производства НПЦ «ИНФОТРАНС» уже эксплуатируются на сети РЖД – поездах «Сапсан» и «Ласточка»
Подобные автономные системы диагностики производства НПЦ «ИНФОТРАНС» уже эксплуатируются на сети РЖД – поездах «Сапсан» и «Ласточка» | Наука и образование
Дмитрий Попов
На следующей неделе Центральная железная дорога (Zentralbahn AG) Швейцарии представит в Штансштаде совместный швейцарско-российский проект – технику для диагностики пути на пассажирском поезде. Установленную автономную систему мониторинга состояния пути по заказу европейских железнодорожников разработал самарский Научно-производственный центр информационных и транспортных систем (НПЦ ИНФОТРАНС). 

Zentralbahn AG – одна из самых крупных и старейших горных дорог Швейцарии, она основана в конце XIX века. Новую технику для диагностики пути в компании называют уникальной для своей страны.

«Zentralbahn является единственным предприятием в Швейцарии и Западной Европе, которое теперь может проводить полную диагностику нагруженного пути в рамках стандартного графика пассажирского состава, – отметил представитель компании Томас Кейзер. – Использование шести лазерных датчиков позволяет на огромной скорости фиксировать основные данные геометрии пути, а также профиля рельсов. При проведении оценки обеспечиваются детальное отображение качества пути и фиксация отклонений. Кроме того, проводится расчёт прогнозируемого развития состояния пути. С учётом результатов путевых обходов становится возможным более точное, эффективное и успешное планирование, а также исполнение работ по содержанию и ремонту».

В Швейцарии функционирует более 50 горных железных дорог с шириной колеи от 800 до 1000 мм. Дороги поднимаются на высоту почти в 3,5 тыс. м (например, самая высокогорная в Европе дорога Jungfraubahn). При небольшой протяжённости эти магистрали имеют сложные профиль и обустройство, кривые радиусом до 60 м, многие оснащены зубчатой передачей для преодоления крутых подъёмов, уклоны на которых достигают 48‰. Вопрос безо­пасности здесь стоит особенно остро. 

До последнего времени состояние путевой инфраструктуры на горных дорогах контролировали с помощью ручных средств измерения. Ситуация изменилась, когда компания Zentralbahn AG обратилась к самарскому НПЦ «ИНФОТРАНС» с запросом о создании полноценной системы контроля геометрии пути и рельсов для колеи шириной 1000 мм. 

Как рассказал генеральный директор центра Игорь Михалкин, обязательное условие – чтобы система была автономной и устанавливалась на обращающемся пассажирском поезде FINK производства компании Stadler. 

Подобные автономные системы диагностики производства НПЦ «ИНФОТРАНС» уже эксплуатируются на сети РЖД – поездах «Сапсан» и «Ласточка». Основой системы является многофункциональная инерциальная бесконтактная измерительная система – МИБИС, которая обеспечивает контроль широкого спектра параметров: геометрии пути и рельсов, продольного профиля пути, коротких неровностей на поверхности катания рельсов, всех видов износов головки рельсов, подуклонки и т. д. В состав МИБИС входят лазерные высокопроизводительные сканеры и бесплатформенная инерциальная система разработки «ИНФОТРАНСа».

«Наши специалисты совместно со специалистами Stadler проработали возможность размещения диагностического оборудования на вагоне, его компоновку и интеграцию с системами поезда, адаптировали оборудование системы контроля геометрии пути и рельсов и программное обеспечение к специфическим условиям  Zentralbahn, – сообщил Игорь Михалкин. – На заводские испытания автономной системы мониторинга состояния пути приехали представители Центральной дороги, которые дали ей высокую оценку». 

Договор на оснащение швейцарского поезда системой контроля был подписан в ноябре 2017 года, а в сентябре 2018-го специалисты Zentralbahn смогли с высокой точностью оценить состояние пути своей дороги. Центральная стала первой из горных дорог Швейцарии, обеспечившей свою инфраструктуру современной диагностической техникой. Вариант с автономной системой, установленной на пассажирском поезде, делает процесс измерений незаметным для пассажиров, сводит к минимуму издержки на диагностику, так как она выполняется одновременно с перевозкой пассажиров, что особенно актуально в условиях жёсткого трафика Zentralbahn, пояснили в компании «ИНФОТРАНС».

Также интерес у швейцарских  коллег вызвала разработанная НПЦ «ИНФОТРАНС» информационно-аналитическая система «ЭКСПЕРТ», которая занимается сбором и аналитической обработкой получаемых диагностических данных. Заключён соответствующий договор, по которому данные диагностики Центральной дороги передаются на сервер НПЦ «ИНФОТРАНС», где они обрабатываются и хранятся. Специалисты Zentralbahn имеют доступ ко всем аналитическим данным, диаграммам и т. д. через веб-интерфейс. «С сентября прошлого года накоплено достаточно данных для того, чтобы увидеть динамику развития состояния пути и начать планировать корректирующие мероприятия по фактическому состоянию путевой инфраструктуры Центральной дороги», – отметил Игорь Михалкин.
Дмитрий Попов

Cегодня в СМИ

Первые лица