Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

От враждебности начальников компании несут реальные убытки

Наука и образование | Среда | 13.02.2019 | 23:29
Неадекватное поведение менеджеров имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации
Неадекватное поведение менеджеров имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации
 | Наука и образование
Depositphotos/legion-media
В России проведено исследование, посвящённое враждебному поведению руководителей по отношению к своим подчинённым. Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) выяснили, как атмосфера в коллективе сказывается на производительности труда и какие потери несут компании из-за «злых менеджеров». 

На протяжении двух десятилетий в странах Западной Европы и США проводились исследования о стиле руководства в компаниях, о личностных качествах начальников. Как правило, авторы таких исследований концентрировались на изучении положительных черт руководителей, а их «тёмная сторона» оставалась незамеченной. В России подобные отчёты не составлялись. Так что исследование, проведённое Высшей школой экономики, стало первым в стране. 

Российские исследователи опирались на европейскую и американскую систему управления, которая характеризуется маленькой дистанцией между начальником и подчинёнными и высоким уровнем индивидуализма. Восточный подход – предприятие есть люди – не рассматривался. 
Цель исследования ВШЭ – изучить различные аспекты враждебного поведения руководителей, поясняет соавтор исследования, доктор социологических наук, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Евгения Балабанова. 

Для того чтобы выяснить, как часто сотрудники российских компаний и предприятий сталкиваются с проявлениями враждебного поведения, эксперты ВШЭ разработали анкету и провели анонимный опрос сотрудников, слушателей онлайн-курсов на национальной платформе «Открытое образование». Всего было проанализировано 198 анкет. По отраслям занятости преобладали промышленность (20%), финансы и страхование (19%), образование (17%), транспорт и дорожное хозяйство (12%). 

Респондентам было предложено охарактеризовать своих руководителей и рассказать, с какими проявлениями враждебности они сталкивались. Также исследователи попытались выяснить, с чем связывают сотрудники такое поведение начальников и как они справляются с несправедливой критикой. 

Демонстрация власти
Враждебное поведение руководителя (ВПР) выражается по-разному. Это и грубое обращение к работнику, оскорбления, публичные «порки», обвинения в некомпетентности. Есть и более изощрённые способы морального давления: приписывание подчинённым собственных ошибок и просчётов, присвоение себе результатов и заслуг подчинённого.

ВПР, подчёркивается в исследовании, не стоит путать с авторитарным стилем управления. Последний зачастую нацелен на исполнение рабочих функций, сохранение трудовой дисциплины и порядка. При ВПР руководитель-абьюзер (человек, совершающий эмоциональное насилие), во-первых, демонстрирует своё превосходство, а во-вторых, сознательно идёт на унижение своих подчинённых.

По словам Евгении Балабановой, если авторитарность начальника в некоторых ситуациях может быть эффективной, то враждебное поведение однозначно негативно влияет на социально-психологическое состояние работников и приносит реальные убытки компаниям.

В ходе опроса выяснилось, что с враждебным поведением руководителей в той или иной степени сталкивались 56% опрошенных. Чаще всего сотрудников принуждали делать рутинную и неквалифицированную работу (24%), ставили их перед фактом нововведений, которые их непосредственно касаются, без предварительного обсуждения с ними (23%), устраивали публичные «порки» (22%), обманывали (19%) и игнорировали их мнения и инициативы (19%).

«Случаи враждебного поведения чаще всего фиксируются в компаниях, где принята жёсткая модель управления, которая исходит из того, что руководитель может обладать неограниченной властью и все средства воздействия на работников хороши, – комментирует Евгения Балабанова. – Исследование демонстрирует, что чаще всего с ВПР сталкиваются в строительстве, IT-компаниях. На этом фоне транспортная отрасль одна из благополучных – всего 7–10% сталкивались с враждебным поведением своих руководителей».

Почти половина опрошенных (47%) убеждены, что таким образом руководители самоутверждаются, 37% обвиняли начальство в неумении держать себя в руках и общаться, не нарушая этических норм и правил. И только 14% объясняют крик и грубость руководителя тем, что он пытается заставить сотрудников работать лучше.

Выбор жертвы
Жертвами несправедливого руководителя становятся далеко не все, отмечают эксперты. Чаще всего подвергаются эмоциональному насилию представители массовых профессий, легкозаменимые люди или те, кто занимается рутинным трудом. Мишенью враждебно настроенных начальников также становятся молодые сотрудники, имеющие небольшой опыт работы.

Об эмоциональном насилии и придирках со стороны руководителя, как правило, рассказывают сотрудники, у которых в течение нескольких лет не было позитивных изменений в карьере, их не хвалили и не премировали.

Интенсивность рабочего взаимодействия усугубляют непростые отношения в иерархической паре начальник – подчинённый: чем больше времени они проводят бок о бок, тем более накаляются страсти и тем чаще руководитель срывается. 

Кроме того, как показало исследование, наиболее острыми являются конфликты, если в роли начальника и подчинённого выступают женщины. Меньше всего проявления враждебности отмечают женщины, работающие под руководством мужчин. Согласно исследованию, больше склонны к враждебному поведению руководители старшего возраста. 

Корни враждебности
Почему руководитель начинает сводить счёты со своими подчинёнными? Исследователи связывают это с личностью самого руководителя. Возможно, он сам сталкивался с подобной жестокостью на старте своей карьеры или подвергался жестокости в детстве. 
«Благоприятная почва для возникновения враждебности – деньги. Если в компании отсутствуют универсальные и единые для всех критерии оценки сотрудников и поощрения, а решение принимает линейный руководитель, то весь негатив по отношению к нелюбимым сотрудникам проявится очень быстро», – продолжает Евгения Балабанова.
 
В таких условиях подразделения становятся вотчинами руководителей. Они получают практически неограниченную власть над подчинёнными. Возможность контролировать главный материальный ресурс способствует злоупотреблению властью, говорится в исследовании.

Защитные реакции
Наиболее частой реакцией на враждебное поведение становится желание сменить работу (33%) или конкретные шаги по поиску новой (27%). Пятая часть оскорблённых занимает выжидательную позицию, ещё 19% обращаются за поддержкой к третьим лицам, а 16% в отместку стараются меньше работать и не проявлять инициативу.

Активно защищаться при этом никто из подчинённых не спешит. Терпят, как правило, те, кто имеет низкую квалификацию и боится потерять работу, а опытные и высококвалифицированные специалисты просто увольняются.

Авторы исследования убеждены: враждебное поведение имеет разрушительные последствия как для самих работников, так и для организации.

С одной стороны, враждебность со стороны руководителя ухудшает физическое самочувствие работников и провоцирует их контрпродуктивное поведение. Также ухудшается климат в коллективе, падает мотивация, пропадает командный дух.

«Руководитель-абьюзер, злоупотребляя своей властью, наносит урон организации, оставляя вокруг себя выжженную землю: сотрудники, имеющие возможность уйти, уходят; остающиеся переходят в режим минимизации боли, отчуждаясь от своей работы, коллег и организации в целом», – делают вывод авторы исследования.

При этом жертва может переносить агрессию на работе в семью, отыгрываться на родных, не имея возможности дать отпор начальнику. 

В России нет данных о том, сколько денег теряют компании из-за враждебности руководителей, но американские исследователи подсчитали: компании США ежегодно несут потери от ВПР в размере $25 млрд. 

Универсального решения проблемы враждебного поведения нет, говорят эксперты. «Это ведь не проблема отдельно взятого начальника-грубияна. Это проблема организационной культуры. Очень часто в компаниях, где фиксируется это явление, наблюдается каскадный эффект от такого стиля руководства. Когда топ-менеджеры выступают в роли абьюзера по отношению к руководителям среднего звена, средний менеджмент начинает вести себя так же по отношению к младшему, – говорит Евгения Балабанова. – В этом случае высшему руководству надо начинать с себя, если, конечно, есть осознание проблемы».

Важно, чтобы в организации была эффективная система коммуникаций. «Например, когда подчинённый может достучаться не до своего непосредственного руководителя, а до руководителей рангом выше. И если такие сигналы есть, то игнорировать и блокировать их нельзя», – подчёркивает Евгения Балабанова.
Виталий Маслюк

Cегодня в СМИ

Первые лица