Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Наблюдение за аварийными ситуациями доверят дронам

Наука и образование | Вторник | 15.01.2019 | 19:58
К беспилотникам, поступающим на железную дорогу, предъявляются высокие технические требования
К беспилотникам, поступающим на железную дорогу, предъявляются высокие технические требования | Наука и образование
Михаил Щеглов, АО «НИИАС»
В конце прошлого года на Западно-Сибирской и Северо-Кавказской железных дорогах прошли испытания нескольких моделей беспилотных воздушных судов (БВС), которыми ОАО «РЖД» планирует оснастить свои аварийно-восстановительные подразделения. После анализа результатов компания примет решение о возможности использования определённых типов беспилотных дронов на сети.

Как пояснил «Гудку» заместитель начальника Ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД» Владимир Тараскин, такие беспилотники необходимы компании для быстрой оценки аварийной ситуации.
«Дрон ещё до прибытия аварийно-восстановительных поездов может передать изображение, которое позволит оценить масштабы бедствия и принять эффективные решения для устранения последствий, – говорит Владимир Тараскин. – Это особенно важно, если речь идёт о происшествии с грузами, с которыми опасно контактировать человеку. На основании видеоданных мы можем быстро понять, как нужно локализовать такой участок».

Исходя из обстановки, которая может возникнуть на сети, ОАО «РЖД» сформировало довольно жёсткий список требований, которым должны отвечать беспилотники. В частности, это вес не более 10 кг, продолжительность полёта на одном комплекте батарей более 30 минут и протяжённость не менее 10 км, время подготовки к взлёту не должно превышать 10 минут. Также важны и климатические факторы: аппарат должен летать при скорости ветра до 15 м/сек., работать при температуре от минус 20 до плюс 40 градусов, иметь защиту от электромагнитных помех. Сейчас на рынке имеется множество моделей беспилотных летательных аппаратов с разными типами полезной нагрузки. Стоимость БВС разных типов колеблется от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов.

В испытаниях в Томске и Туапсе приняли участие серийные беспилотники самолётного и мультикоптерного типа российских компаний ООО «ЦСТ» (концерн «Калашников») и «Геоскан», а также китайской DJI.

«Испытания в Томске проведены для подтверждения заявленных производителями технических характеристик дронов, включая протяжённость полётов и возможность работы при резко отрицательной температуре, – отметил начальник отдела спутникового мониторинга АО «НИИАС» Алексей Карелов. – В целом мультикоптерный тип продемонстрировал более устойчивую работу в условиях низких температур окружающего воздуха, при порывистом ветре и обильном снегопаде. Определено, что ключевыми техническими параметрами БАС для оснащения восстановительного поезда являются интуитивно понятное управление и габаритно-массовые характеристики».

Дроны дают высокое качество передаваемого с борта изображения и возможность его ретрансляции в штабы через штатную аппаратуру связи ОАО «РЖД». Инженеры, проводившие испытания, склоняются к тому, что мультикоптерный тип аппарата предпочтительнее для нужд ОАО «РЖД». 

«Использование систем самолётного типа непрактично в условиях ликвидации последствий транспортных происшествий, так как для подъёма и посадки им нужна специально выбранная и подготовленная площадка не менее 100х100 метров, – говорит главный инженер Северо-Кавказской дирекции аварийно-восстановительных средств Артём Петров. – Посадка беспилотника-самолёта осуществляется с помощью парашюта, что может привести к его сносу на неопределённое расстояние при неблагоприятных погодных условиях, сильном ветре. Также конструкция коптерного типа позволяет зависать над определёнными местами в зонах происшествий».

Тем не менее, как отмечает Артём Петров, и самолётные, и коптерные беспилотники, представленные на испытаниях, не применяются в плохих погодных условиях: при проливном дожде,  тумане, сильном ветре, при температурах ниже 30 градусов. Этот же недостаток отмечают и в ОАО «РЖД», в то время как компании хотелось бы иметь вариант, который менее зависит от капризов окружающей среды, так как климатические условия в разных частях страны сильно отличаются.

Поэтому, как говорит Владимир Тараскин, исходя из предложений на рынке и стоимости этих аппаратов и будет приниматься решение о возможности использования БВС, а также о местах их дислокации на железнодорожной сети. 
Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица