Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Железнодорожные компании ответят на экологические вызовы

Наука и образование | Воскресенье | 09.12.2018 | 22:54
В ОАО «РЖД» приступили к реализации Программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба
В ОАО «РЖД» приступили к реализации Программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба | Наука и образование
Роман Зангиров
До 15 марта 2019 года железнодорожным администрациям стран Содружества рекомендовано сформировать предложения по созданию рабочей группы по экологической безопасности и охране окружающей среды на железнодорожном транспорте и её компетенциям.

Такое решение содержится в итоговом протоколе седьмого совещания уполномоченных представителей железнодорожных администраций государств – участников Содружества, прошедшего в конце прошлой недели в Ярославле на базе Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД» (НПЦ по ООС).

Одна из острейших природоохранных проблем, которую приходится сейчас решать на магистралях СНГ, – объекты накопленного экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью. Например, на балансе железных дорог есть территории, загрязнённые нефтью в результате работы шпалопропиточных цехов. Такие загрязнения, если вовремя не предпринимать меры по восстановлению загубленного ландшафта, чреваты многомиллионными штрафами.
 
Для того чтобы исправить ситуацию, в ОАО «РЖД» приступили к реализации Программы ликвидации объектов накопленного экологического ущерба в подразделениях компании. На сегодняшний день подразделения ОАО «РЖД» передали на согласование в НПЦ по ООС 30 проектов ликвидации, 19 из которых уже получили положительное заключение, остальные отправлены на доработку.  
«В стадии разработки находятся материалы, которые помогут железнодорожникам эффективно справляться с такими проблемными объектами, – рассказал технолог технического отдела НПЦ по ООС Евгений Степанов. – Это Рекомендации по оценке накопленного экологического ущерба, Проект технического задания на выполнение проектно-изыскательских работ для ликвидации объекта и Типовые квалификационные требования к участникам тендеров на ликвидацию».

В дальнейшем специалисты НПЦ намерены организовать подготовку экспертов для оценки эколого-экономической эффективности проектных решений, создать механизм контроля их качества, обобщить опыт очистки и рекультивации территории и сформировать каталог технологий ликвидации, а также подготовить общие рекомендации по выполнению таких работ. На совещании решено обратиться к железнодорожным администрациям с просьбой направить в Международный центр по экологической безопасности в области железнодорожного транспорта и в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества информацию об опыте ликвидации накопленного экологического ущерба. 

Особое внимание на совещании было уделено проблеме очистки природных и сточных вод. Действующие на железнодорожных предприятиях очистные сооружения  далеко не всегда эффективны и зачастую не обеспечивают нормативного качества очищенной воды. Между тем затраты на их строительство составляют до 70% всех расходов железнодорожников на природоохранную деятельность. 

Исполнительный директор научно-инженерного центра очистки природных и сточных вод «Потенциал-2» Евгений Фельдштейн предложил использовать контракт жизненного цикла как гарантию эффективности работы водоочистного оборудования. 

Железнодорожным администрациям предложено взять контракт жизненного цикла за основу при формировании рациональной системы вод­ного хозяйства железнодорожных объектов. В частности, предлагается создать Центр водных решений для консультирования предприятий. В итоге качество очистки воды должно значительно повыситься, а затраты на водное хозяйство сократятся на 30–40%.

Проблема контроля выбросов и сбросов предприятий также стала предметом внимания участников международного форума. Особенно актуальна она для России, где с 1 января 2019 года начнёт действовать требование обязательного оснащения объектов, оказывающих значительное негативное влияние на окружающую среду, автоматическими средствами измерения и учёта. Руководитель отдела оборудования для экологического мониторинга АО «Донау Лаб Москва» Евгений Панков представил инновационные системы автоматического контроля выбросов, атмосферного воздуха и сточных вод. Их внедрение поможет минимизировать не только наносимый природе вред, но и экологические платежи железных дорог.

Николай Порецкий

Cегодня в СМИ

Первые лица