Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Транспортным университетам ищут попечителя

Наука и образование | Воскресенье | 29.07.2018 | 20:21
Все вузы хотят поставить в равные финансовые условия
Все вузы хотят поставить в равные финансовые условия
 | Наука и образование
Александр Саверкин/ИД Гудок
Учредители отраслевых вузов должны инвестировать средства в их развитие, в противном случае вузы могут быть переданы в ведение Министерства высшего образования и науки РФ. К такому выводу пришли ректоры 12 ведущих университетов страны на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, которая состоялась в начале июля. Среди участников встречи с главой правительства в Горках, в частности, были ректоры МГТУ им. Баумана, НИУ «ВШЭ», МГУ им. Ломоносова, РАНХиГС, МИФИ и федеральных университетов. Представители отраслевого образования на встрече не присутствовали. 

На повестке дня стояли вопросы о старте приёмной кампании в вузах, развитии университетской науки и электронного обучения, присутствии российских вузов в глобальных образовательных рейтингах, а также о проблемах финансирования образования. 

По словам ректора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослава Кузьминова, материальное обеспечение работы вуза находится в зоне ответственности его учредителя. «Если учредитель инвестирует в вуз, его исследования и проекты, если он обеспечивает востребованность вуза на практике, тогда есть все основания сохранять такой университет в рамках ведомства», – уверен ректор ВШЭ. 

В качестве примера учредителей, грамотно инвестирующих в свои вузы, Ярослав Кузьминов назвал Правительство РФ и Минздрав России. 
«Правительство России – ответственный учредитель, подведомственные ему вузы востребованы. Это же относится и к вузам, находящимся в ведении Минздрава. Это ведомство вкладывает средства в развитие клинических исследований в медицинских академиях. Вряд ли у кого-то возникнет идея передать эти вузы в ведение Министерства высшего образования и науки РФ, – уверен Ярослав Кузьминов. – Но есть противоположные примеры, в частности Минсельхоз и Минтранс. Если отраслевые вузы не востребованы, значит, учредителям они не нужны». 

Дмитрий Медведев согласился с тем, что судьба отраслевых вузов зависит от отношения к ним их учредителей: «Если учредителю плевать на свои университеты, тогда нужно передать их в Министерство высшего образования и науки РФ, потому что для страны отраслевые образовательные учреждения важны. Отраслевые министры часто ратуют за свои университеты, но, когда дело доходит до их финансирования, они разводят руками и говорят, что на их содержание денег не остаётся. Если это так, тогда эти университеты должны быть в общей образовательной системе, и это совершенно очевидно». 

Представители транспортной отрасли, ознакомившись со стенограммой заседания в Горках, были разочарованы. Они считают, что выводы сделаны без изучения сути проблемы. 

Как рассказал «Гудку» директор Административного департамента Минтранса РФ Константин Пашков, без прямой связи отраслевого вуза с отраслью не может идти речи о качественной подготовке специалистов. «Нельзя ставить в один ряд вузы общего профиля и, например, транспортного. У нас есть свои особенности, например, морское и авиационное образование регулируется международными конвенциями и соответствующим законодательством. Передав отраслевые вузы в ведение Министерства высшего образования и науки РФ, государство рискует оказаться без грамотных специалистов-транспортников», – говорит он. 

Такого же мнения придерживаются и руководители транспортных университетов. 
«Все 17 транспортных университетов находятся в фокусе внимания Минтранса России. Так, отраслевые вузы и транспортное ведомство совместно разрабатывают нормативные документы, по которым работает отрасль. Если нас передать в ведение Министерства высшего образования и науки, то связь с транспортной отраслью заметно ослабеет, – рассказал «Гудку» ректор Сибирского госуниверситета путей сообщения (СГУПС) Алексей Манаков. – В итоге мы не будем в курсе потребностей работодателя, и наших выпускников придётся доучивать уже на производстве». «Как могут люди, далёкие от транспортной отрасли, решать судьбу транспортных университетов? – недоумевает президент Иркутского госуниверситета путей сообщения (ИрГУПС) Андрей Хоменко. – Отраслевое образование представляет собой слаженную систему, включающую не только лекторно-семинарские занятия, но и сетевое обучение на предприятиях отрасли, а также насыщенную производственную практику. Не стоит забывать и о наличии у нас целевого обучения. Отойдя от Минтранса или его федеральных агентств, мы рискуем прервать связь между вузами и отраслью и на выходе получить выпускников-теоретиков, а не практиков». 

Впрочем, на встрече с премьер-министром был озвучен и менее радикальный способ поддержания финансового благополучия отраслевого образования. Предлагалось подключить отраслевые университеты к реализации отраслевых госпрограмм. 
«Минфин и Минэкономразвития сейчас занимают такую позицию: есть госпрограмма «Развитие образования», которая подразумевает финансирование вузовских научных разработок, а мы вам ничем не обязаны. При этом отраслевые госпрограммы идут к внешним исполнителям, которые часто слабее, чем отраслевые вузы», – пояснил Ярослав Кузьминов. 

Действующая государственная программа «Развитие образования» утверждена в конце 2017 года и рассчитана на восемь лет. Общий объём финансирования по ней составляет 31,6 трлн руб., из которых 4,4 трлн руб. – это средства федерального бюджета. Госпрограмма, в частности, содержит перечень прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, которые университеты будут выполнять за счёт средств федерального бюджета. И тут возникает сразу две проблемы: во-первых, все исследования направлены исключительно на повышение качества образования (например, проведение экспериментальных разработок инновационных инструментов, механизмов распространения и внедрения инноваций в образовании и воспитании), во-вторых, главным распорядителем бюджетных средств обозначено Минобрнауки России (ныне – Министерство высшего образования и науки РФ). 
«Материальное положение транспортных вузов начало ухудшаться после запрета их финансирования из отраслевых госпрограмм. Минобрнауки, в свою очередь, распределило гранты на проведение научных исследований в рамках госпрограммы «Развитие образования» среди подведомственных себе университетов. В итоге транспортные вузы занимаются научными разработками только по заказу бизнеса. Как следствие, 95% внебюджетного фонда отраслевых вузов составляет частный капитал, тогда как 90% внебюджета других университетов – это ассигнования на науку из средств федерального бюджета», – пояснил Константин Пашков. 

По его словам, несмотря на все финансовые ограничения, транспортные вузы оснащены всей необходимой материально-технической базой, соответствующей мировым стандартам. Однако есть проблемы в части своевременного проведения капитального ремонта и строительства новых зданий (общежитий, учебных корпусов). 
«Отраслевые вузы станут работать более эффективно, если будут находиться в равных условиях с университетами общего профиля. Важно открыть им доступ к средствам, выделяемым государством на науку, а также расширить Проект 5-100, подразумевающий госфинансирование ведущих университетов страны, внеся туда группу отраслевых университетов», – уверен Константин Пашков.

Юлия Соловьева

Cегодня в СМИ

Первые лица