Наука и образование / 29.06.18 15:10

Валентин Гапанович: «ОАО «РЖД» завершило ряд комплексных научных проектов создания современных систем»

«Российские железные дороги» располагают рядом готовых технологических решений по цифровизации железнодорожного транспорта в области организации связи, путевого оборудования, систем контроля состояния пути, обладают рядом уникальных цифровых продуктов по управлению энергетикой, движением и грузопотоками. Однако влияние этих решений на общую ситуацию с прохождением грузов по сети имеет лишь ограниченный эффект. Что нужно сделать для скорейшего внедрения инновационных технологий, рассказал «Гудку» старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Валентин Гапанович.

«Российские железные дороги» располагают рядом готовых технологических решений по цифровизации железнодорожного транспорта в области организации связи, путевого оборудования, систем контроля состояния пути, обладают рядом уникальных цифровых продуктов по управлению энергетикой, движением и грузопотоками. Однако влияние этих решений на общую ситуацию с прохождением грузов по сети имеет лишь ограниченный эффект. Что нужно сделать для скорейшего внедрения инновационных технологий, рассказал «Гудку» старший советник генерального директора ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. | Наука и образование
фото:Александр Саверкин/ИД Гудок

– Какие шаги должны быть предприняты для масштабирования инновационных цифровых технологий, разработанных в последнее время? 
– ОАО «РЖД» завершило ряд комплексных научных проектов создания современных систем управления, обеспечения безопасности и диагностики объектов инфраструктуры и подвижного состава. Перед разработчиками стояли важные задачи по повышению производительности труда и безопасности движения, решению задач импортозамещения и перспективам применения этих технологий не только в России, но и за рубежом. 
Результаты этих разработок показали свою эффективность при организации движения поездов на нескольких важных участках, включая МЦК. Новые системы диагностики пути обеспечивают повышение производительности труда за счёт перехода к технологии диагностики непосредственно с подвижного состава. Создан принципиально новый комплекс диагностики подвижного состава на ходу поезда, объединяющий функции комплекса систем и позволяющий значительно увеличить гарантийное расстояние пробега вагонов. Новейшие технологии в горочном комплексе позволяют в автоматическом режиме распускать вагоны с опасными грузами. 

– В области применения безлюдных технологий при управлении транспортом одним из наиболее важных является вопрос юридической ответственности. Какие шаги в этой области должен предпринять законодатель? 
– Этот вопрос зависит не только от законодателя, но и от правильного понимания процессов управления с использованием безлюдных технологий. Для выработки правильных решений нами принимаются меры по детальному описанию технологического процесса при замене персонала на системы автоматики на конкретных рабочих местах. Каждая технологическая операция оценивается с точки зрения рисков. Нами разработана уникальная методология риск-менеджмента УРРАН (управление ресурсами, рисками и надёжностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта. – Ред.), которая одобрена зарубежными партнёрами. Получив такую базу и соответствующее описание технологических элементов, возможно приступить и к замене действующих нормативных документов. Целесообразно учитывать и зарубежный опыт, изучать их нормативные документы, а также использовать опыт других отраслей, например по разработке нормативной документации для беспилотных автомобилей в рамках объединения «Автонет». 
Необходимо в максимальной степени использовать стандарты в этой области, например чёткую детализацию функций, осуществляемых машинистом при переходе к беспилотному управлению по стандарту МЭК 62297. Нами принято решение взаимодействовать с ведущими научными организациями, например НАМИ, МСЖД, в том числе для русификации указанного стандарта. 

– Много говорится о сокращении срока от изобретения до внедрения за счёт применения технологий моделирования и внедрения цифровой документации. Какие шаги в этой области должны быть предприняты со стороны РЖД, производителей техники и научного сообщества? 
– Наличие инновационных решений требует принципиально нового подхода. Сама структура принятия решения о выборе технических средств при проектировании и, соответственно, создании доказательной базы для получения финансирования тормозит внедрение инновационных продуктов. Необходимо изменить подход к техническому обоснованию проектов, введя соответствующий процент обязательности применения инновационных решений со сроком завершения работ не позднее 2–3 лет. Следует учитывать, что инновационные решения защищаются патентами в ОАО «РЖД» и должны иметь приоритет в процессе выбора проектных решений. При поддержке в проведении международной сертификации перечисленных выше технологий они могут составить серьёзную конкуренцию на внешнем рынке. 
Необходимо усилить принципы обоснования технических и технологических решений на этапе защиты инвестиционных проектов с обязательным учётом их новизны и возможности введения в оборот как объектов интеллектуальной собственности. Это не отменяет принцип технико-экономической эффективности, но сами подходы к её обоснованию должны быть пересмотрены. Одним из инструментов может являться открытая дискуссия на Научно-техническом совете ОАО «РЖД» или проведение таких же заседаний на уровне комитетов НП ОПЖТ. Выработанные решения должны носить не только рекомендательный, но и обязывающий характер, если на заседаниях присутствовали специалисты ОАО «РЖД», которые отвечают за обсуждаемый круг вопросов. 
В части регуляторных функций органов власти сделаны определённые шаги. При Росстандарте образован национальный Технический комитет ТК-194 «Киберфизические системы». Это позволит приступить к разработке национальных стандартов в области внедрения робототехники. 
Для обеспечения Национальной технологической инициативы разработан план мероприятий (дорожная карта), утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации № 482р от 23 марта 2018 года. Целью реализации плана являются устранение административных барьеров, ограничивающих применение и распространение передовых производственных технологий в России, в т.ч. при применении цифровых моделей и проведении виртуальных испытаний при подтверждении соответствия продукции, использование цифровой проектно-конструкторской и эксплуатационной документации. 
По итогам Совета главных конструкторов НП «Объединение производителей железнодорожной техники», состоявшегося 30 мая 2018 года на площадке Государственного научного центра Российской Федерации ФГУП «НАМИ», подготовлены и направлены на имя министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова предложения в части практической реализации плана, в том числе в области железнодорожного транспорта и транспортного машиностроения. 

Лев Кадик

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

Пресс-релизы

В раздел →