Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Рынок лизинга поддержали вагоны

Итоги | Четверг | 19.04.2018 | 12:04
Объем финансовой аренды железнодорожной техники вырос в 2017 году в 2 раза до 219 млрд рублей
Объем финансовой аренды железнодорожной техники вырос в 2017 году в 2 раза до 219 млрд рублей | Итоги
Александр Саверкин/ИД "Гудок"
Главным итогом 2017 года стал более чем двукратный рост лизинга железнодорожной техники. Общая сумма контрактов на лизинг вагонов выросла на 111%, до 219 млрд рублей, говорится в исследовании «Рынок лизинга по итогам 2017 года: движение вверх», подготовленном рейтинговым агентством RAEX.

Таким образом, финансовая аренда железнодорожной техники стала главным драйвером лизингового бизнеса в 2017 году. Его доля составила 21%. Объём сделок с участием железнодорожной техники опередил лидеров прошлого года – сегменты авиации, легковых и грузовых автомобилей. Такой интенсивный рост сегмента стал результатом программы утилизации старых вагонов, что привело к дефициту подвижного состава и, как следствие, повышению спроса на новые вагоны, говорится в исследовании. 

В целом объём нового бизнеса лизинговых компаний вырос на 48% и достиг 1,1 трлн руб., превысив исторический максимум. В 2016 году он составлял 0,7 трлн руб., рост был на уровне 36%. Количество заключённых лизинговых сделок за 2017 год превысило 190 тыс. против 145 тыс. в 2016-м. Росту рынка способствовали программы господдержки в транспорте, отмечается в материалах агентства RAEX. 

Генеральный директор «Газпромбанк Лизинга» Максим Агаджанов при этом уточнил, что реализуемая Минпромторгом РФ программа поддержки, «носит точечный характер и в основном направлена на обновление парка специализированного состава».

По итогам 2017 года наибольший портфель железнодорожной техники имели компании «ТрансФин-М», Государственная транспортная лизинговая компания, «ВТБ Лизинг», «ВЭБ-лизинг» и «Сбербанк Лизинг». 

Генеральный директор лизинговой компании «ТрансФин-М» Дмитрий Зотов пояснил, что «восстановление спроса на новые вагоны было обусловлено дефицитом, возникшим в результате списания старых вагонов, а также высокими ставками в сегменте оперирования. Так, ставки аренды полувагонов в течение 2017 года выросли почти в два раза, с 800 до 1600 рублей в сутки. Этот фактор, а также стоимость финансирования являются определяющими для объема сегмента лизинга в железнодорожной отрасли».

reyting.jpg

В агентстве RAEX прогнозируют рост лизингового рынка на 20%, до уровня 1,3 трлн руб. в 2018 году. Замена парка подвижного состава продолжится, но меньшими темпами, чем в 2017 году, что обеспечит увеличение железнодорожного сегмента на 20%, то есть оно будет равным среднему росту отрасли. 

В пессимистичном сценарии заложен рост рынка на 10%, до уровня 1,2 трлн руб. При реализации этого прогноза автосегмент прибавит не более 15% вследствие замедления роста автопродаж, а авиализинг покажет аналогичные темпы прироста в случае переноса ряда сделок на 2019 год. Объём нового бизнеса с железнодорожной техникой увеличится не более чем на 10% из-за снижения профицита полувагонов в связи с разрывом договорных отношений крупных игроков, а прочие сегменты вырастут на 5%, при этом объёмы лизингового рынка по-прежнему будут сильно зависеть от темпов роста экономики РФ и реализации госпрограмм с применением лизинга. Основой для выполнения прогноза служат уже заключённые контракты грузовых операторов на закупку подвижного состава.

Руководители лизинговых компаний, принявших участие в круглом столе «Рынок лизинга: итоги 2017 года и перспективы развития», организованном RAEX при поддержке Объединённой лизинговой ассоциации, отметили, что заказы на железнодорожную технику размещаются на 1–1,5 года вперёд. «Всё законтрактовано. Должны случиться жуткие события, чтобы поломать этот график», – отметил генеральный директор RAEX Дмитрий Гришанков. В связи с этим он высказал предположение, что в 2018–2019 годах экономические санкции европейских стран и США в отношении России «не должны сказаться на лизинге железнодорожной техники». 

Гипотетически влияние санкций может начаться в 2020 году, предполагает Дмитрий Гришанков. «Если будет снижение внутреннего валового продукта, то это ударит по лизингу, причём очень быстро. Влияние остальных факторов – стоимость заимствований банков, ключевая ставка, валютный курс – заметно ниже», – уточнил он. 

Директор по банковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов, в свою очередь, пояснил «Гудку», что на сегмент железнодорожного лизинга ранее введённые санкции не повлияли. 

По окончании 2018 года возможно снижение общего объёма производства вагонов и, как следствие, снижение объёмов лизинга нового подвижного состава, считает директор управления по работе с крупнейшими клиентами АО «Сбербанк Лизинг» Маргарита Кривчикова. Основываясь на анализе мировых тенденций, она предположила, что операторам и грузовладельцам придётся менять структуру и географию международных перевозок, что может привести к дополнительным затратам и потере прибыли. «Однако, с другой стороны, импортозамещение создаёт тенденцию к увеличению объёма внутренних перевозок, в том числе железнодорожным транспортом. Объективная необходимость списания части парка хопперов-зерновозов и железнодорожных платформ не приводит к росту производства и приобретения вагонов в 2018 году по сравнению с 2017 годом в целом по парку», – полагает Маргарита Кривчикова. 

Эксперты «Газпромбанк Лизинга» также ожидают продолжения роста в железнодорожном сегменте. При этом, по их мнению, в полувагонах равновесие достигнуто. «Хотя, безусловно, операторы будут приобретать парк, восполняя парк, списанный в 2014-2016 годах», - сообщили в компании Gudok.ru. 

Участники рынка перевозок считают, что в 2018 году рост грузовой базы продолжится. В частности, начальник аналитического отдела ПАО «НПК ОВК» Лейсана Коробейникова сообщила, что реализация подвижного состава с начала года уже выросла на 15% к I кварталу 2017 года. При этом ставки аренды тоже продолжили расти: в апреле 2018 года уровень ставок аренды на полувагоны выше уровня апреля 2017 года на 35%. «Поэтому, – сделала она вывод, – несмотря на возможное повышение ключевой ставки, у лизингового инструмента сохраняется большой запас прочности и сегмент железнодорожного лизинга в 2018 году будет умеренно расти». 
Тимур Бек, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица