Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Россия решила загрузить порты Каспийского моря

Итоги | Понедельник | 13.11.2017 | 23:11
Правительство намерено развить порты Каспия и железнодорожные подходы к ним

Правительство намерено развить порты Каспия и железнодорожные подходы к ним

 | Итоги
ТАСС
Кабинет министров утвердил Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Соответствующее распоряжение подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. В субботу, 11 ноября, документ был опубликован на официальном сайте правительства.

Каспийское направление – единственное среди портовых, где объёмы перевалки грузов падают уже несколько лет. Согласно статистике Росморпорта, за девять месяцев 2017 года грузооборот снизился на 35,3% по сравнению с таким же периодом прошлого года, составив всего 3,1 млн тонн, в то время как общая мощность терминалов превышает 20 млн тонн. За шесть лет, с 2010 по 2016 год, три порта – Махачкала, Астрахань и Оля – потеряли в общей сложности 10,9 млн тонн грузооборота. Во многом это было связано с международной изоляцией Ирана.

Между тем, как говорится в тексте Стратегии, каспийские порты – это важные элементы международного транспортного коридора «Север – Юг», по которому предполагается перевозить грузы из Индии, Ирана в Европу и обратно. Для увеличения трафика необходимо сделать российские порты в Каспийском регионе узлами международной торговли. Для этого нужно модернизировать портовые мощности, построить два новых терминала в Дагестане, а также реконструировать дальние и ближние автомобильные и железнодорожные подходы к морским портам. Стратегия предполагает к 2030 году обеспечить объёмы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн тонн, объёмы грузопотока по прочим сухим грузам – до 7 млн тонн, привлечь российский туристический поток в Каспийский регион – до 30 тыс. человек в год, создать более 2 тыс. новых рабочих мест.

Документ, в частности, предлагает сделать упор на экспорт российской продукции, её продвижение на рынки Ирана, Индии и стран Персидского залива. Перспективные грузы – зерно, сельскохозяйственная и машиностроительная продукция, контейнеры. Также необходимо привлечь и транзит: согласно Стратегии, к 2030 году контейнерный грузооборот между Индией и Россией может составить 461 тыс. единиц ежегодно, при этом до 40% может быть перенаправлено в российские порты.

Член комиссии по транспорту Российского союза промышленников и предпринимателей Евгений Зальцман полагает, что примерно на 100 тыс. действительно можно рассчитывать. «Однако для этого будет необходимо расширить терминальные комплексы в каком-то российском порту и создать морскую компанию, которая бы имела контейнеровозы, работающие только в Каспийском море, – пояснил «Гудку» Евгений Зальцман. – Иран развивает южные порты и намеревается перевозить оттуда контейнеры железнодорожным путём, грузопоток там очень большой, и частично его можно перенаправить на Каспий».

«С января грузопоток по железной дороге в направлении каспийских портов составляет порядка 500 тыс. тонн, а раньше мы возили до 2 млн тонн, – рассказал «Гудку» заместитель начальника управления движения Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД» Алексей Кузнецов. – В основном везём чёрные металлы, зерно, удобрения. Но в этом году действительно фиксируется некоторое оживление грузопотока».

В Стратегии намечается расширение провозных возможностей железной дороги в этом направлении, поскольку ряд участков работают с перегрузкой. В частности, на Северо-Кавказской дороге участок Кущёвка – Лиски загружен на 137%, а Тихорецкая – Гумрак на 121%. На Приволжской близок к полной загрузке участок Верхний Баскунчак – Урбах и Волгоградский транспортный узел.
ОАО «РЖД» в этом году вложит в реализацию инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская» 1,9 млрд руб., а всего уже инвестировано 6,6 млрд. В следующем году первый этап проекта по расширению пропускных возможностей должен быть закончен, и начнётся второй этап – электрификация участка Трубная – Аксарайская. Это делается, чтобы разгрузить Волгоградский транспортный узел, через который грузы идут на юг.
Сергей Плетнев

Cегодня в СМИ

Первые лица