Пассажирские перевозки / 10.06.21 08:14

Тридцать лет на «Красной стреле»

Раньше кандидатуру начальника поезда утверждали в КГБ

Раньше кандидатуру начальника поезда утверждали в КГБ | Пассажирские перевозки
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Александр Дымнич был начальником «Красной стрелы» на протяжении 30 лет. О том, как подобрать в бригаду правильного проводника, что кандидатуру начальника поезда утверждали в КГБ и какие особенности последнего проекта вагонов «Cтрелы» принадлежат ему лично, наш разговор накануне юбилейного пуска поезда, который состоится сегодня вечером.

– Поезду «Красная стрела» 90 лет. Сколько из них вы являлись его начальником и где работали до этого?

– Я работал на «Красной стреле» 30 лет, с 1990 по 2020 год. Перед этим окончил железнодорожное училище в Донбассе, потом поработал немного по специальности и проходил срочную службу. Прежде чем стать начальником этого поезда, я получил хороший опыт работы в армии: 10 лет служил на ракетно-подводном крейсере, а по окончании службы вернулся на железную дорогу на должность начальника поезда на таких направлениях, как Мурманск, Дербент.

– Кто предложил вам стать начальником «Красной стрелы»?

– Геннадий Фадеев, который в те годы был начальником Октябрьской дороги. Я к тому моменту работал начальником поезда Москва – Ленинград. Однажды Фадеев пришёл к нам в поезд познакомиться с коллективом. Я встретил Геннадия Матвеевича в конце перрона. Он удивился, что все проводники одеты по форме, вежливые, кругом чистота. Тогда он меня заметил, и после этого я был переведён на «Интурист» – в советское время на нём ездили только иностранцы, которые прилетали в Москву и ехали в Питер, а затем многие возвращались этим же поездом обратно, потому что в основном самолёты за рубеж летали из Москвы. Я стал начальником этого поезда, а в 1990 году появилась вакансия на «Красной стреле», и Фадеев, будучи начальником дороги, предложил мою кандидатуру и утвердил её, а потом её утвердили и в КГБ, поскольку этим поездом пользовались важные функционеры и известные люди, а в течение многих лет он вообще носил статус правительственного. Утверждали меня на высоком уровне.

– Вам был 31 год, когда вы стали начальником этого поезда. Как вас воспринял коллектив?

– На «Красной стреле» непростыми были не только пассажиры, но и проводники. У многих были важные знакомства наверху. Меня предупредили: увольнять никого нельзя, но я всё равно перевёл двух человек на другие направления и объяснил вышестоящему руководству, почему я это сделал: если люди неуважительно относятся к руководителю, то что говорить о пассажирах?
Я был достаточно молодым: к моменту назначения на «Красную стрелу» мне действительно исполнился 31 год, для руководителя это не возраст. Однако у меня был армейский опыт: я 10 лет по контракту служил на ракетно-подводном крейсере, где был мичманом, начальником секретной части подводного крейсера стратегического назначения и хорошо понимал, что такое порядок, система, выдержка и служба. Я стопроцентно командный игрок, из службы на флоте я вынес то, что команда – это один за всех и все за одного и все занимаются своим делом. От остальных я тоже требовал порядка и честности, поэтому моя бригада всегда была одета по форме, вежливой, как это принято сейчас говорить, клиентоориентированной.

– Вы сами подбирали людей в свою команду? По каким критериям?

– У меня существовала такая личная проверка. Если новый сотрудник в первый день на перроне ведёт себя слишком спокойно, то он ненадолго в команде. Но если человек берёт билет у пассажира трясущимися руками, то, стало быть, переживает за свою работу и будет стремиться делать её хорошо. Обычно я не ошибался. Да, я мог подбирать людей самостоятельно и делал это. Обычно все люди у меня имели опыт работы проводником или в сфере обслуживания. В работе проводника одними из главных качеств были вежливость и мягкость. С пассажирами при любых обстоятельствах предписано было общаться только в спокойном, выдержанном тоне. Нарушавшим это требование приходилось покидать бригаду «Красной стрелы».
В моё время начальник поезда сам подбирал себе команду, и я мог кого угодно отправить на курсы проводников, потом взять человека в бригаду и отправить на стажировку к опытному проводнику. Конечно, помимо душевных качеств большую роль играла и внешность. Не мог с нами работать грубый, небрежный человек.

– Кого вы приглашали на работу чаще: мужчин или женщин?

– Лично я никогда не делил свой коллектив по гендерному признаку, он всегда был сбалансированным, мужчин и женщин было примерно поровну. Поначалу женщин на «Стрелу» не брали вообще, по мировым стандартам проводниками в фирменных поездах были только мужчины. Однако после войны мужчин стало намного меньше, и женщин стали допускать к этой работе. Мне комфортно было работать и с теми, и с другими.

– Как менялись вагоны «Красной стрелы» за годы вашей работы?

– Мы с коллегами всегда внимательно следили за состоянием вагонов, ремонтировали их и отправляли на профилактические работы. Были у нас и вагоны немецкого производства, но, когда «Стреле» исполнилось 75 лет, Тверской вагоностроительный завод сделал новые отечественные вагоны: большие, с широкими купе. В их проектировании я лично принимал участие. Некоторые мои пожелания даже учли: в частности, мне удалось провести нынешний дизайн купе, а самих купе теперь только восемь: мы убрали «служебку» и удлинили базу вагона, стало просторнее.

– Среди пассажиров «Стрелы» немало известных людей. С кем за годы работы удалось познакомиться?

– Мне удалось увидеться почти со всеми медийными людьми. Пару раз в нашу смену на поезде ехал и Владимир Путин, который тогда ещё не был президентом, Валентина Матвиенко, Дмитрий Медведев. Правда, потом они стали чаще пользоваться самолётами из-за плотных графиков. В общении это приятные люди. Я общался и с ленинградским актёром Кириллом Лавровым, Эдитой Пьехой. Известные люди тоже с интересом общались со мной и моими коллегами. Например, у художника Ильи Глазунова даже как-то дома побывал, а балетмейстер Махмуд Эсамбаев однажды станцевал на перроне Московского вокзала в честь моего дня рождения.

Беседовала Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Окно в Европу Окно в Европу
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное