Пассажирские перевозки / 09.06.21 20:59

«Красная стрела» времени не теряет

Легендарному поезду исполняется 90 лет

Легендарному поезду исполняется 90 лет | Пассажирские перевозки
фото:ТАСС

Первый фирменный скорый советский поезд «Красная стрела» отошёл от перрона Московского вокзала в Ленинграде в 1 час 30 минут 10 июня 1931 года и с тех пор прерывал сообщение только на годы Великой Отечественной войны. До сих пор поезд остаётся эталоном сервиса, точности, надёжности и символом эпохи.  

Состав для руководителей

Этот поезд должен был пройти между Ленинградом и Москвой со средней скоростью 70 км/ч за 9 часов 45 минут. Газеты того времени писали, что участок Ленинград – Малая Вишера (161,7 км) поезд прошёл за 2 часа 20 минут со средней скоростью 75–80 км/ч, участок Малая Вишера – Бологое (167,7 км) был преодолён за 2 часа 38 минут. Мимо станции Боровёнка экспресс проскочил со скоростью 90 км/ч, мимо Лихославля – 93 км/ч. Участок Бологое – Москва (330 км) был пройден за 4 часа 40 минут. Второй поезд отправился спустя сутки. Как писала «Правда», на обратном пути у одного из вагонов загорелся подшипник, пришлось тушить огонь, однако поезд пришёл в Ленинград вовремя.

Поезд всегда был пунктуальным и очень популярным. Однако получить возможность ехать на «Красной стреле» во все времена было непросто. В 50–70-е годы этот поезд вообще носил статус «правительственный»: ездили в советское время на «Красной стреле» партийные и хозяйственные руководители, командный состав Красной армии, известные представители творческой интеллигенции, а также иностранные туристы.

Стоимость билета зависела от разновидности вагона (купейный, мягкий, СВ) и поезда (пассажирский, скорый). В 80-е годы существовала надбавка за фирменность поезда. Стоимость проезда в «Красной стреле» отличалась от других скорых поездов сообщением Ленинград – Москва очень незначительно, но для простых граждан билеты были не так доступны, как для обеспеченных. «В советское время купить билеты на «Красную стрелу» в обычных кассах без брони было практически невозможно. Большая часть билетов приобреталась через различные виды бронирования, например через «Интурист». Поездом пользовались чиновники среднего звена. Высшие руководители, например члены Политбюро ЦК КПСС, пользовались персональными салон-вагонами», – рассказал «Гудку» историк Юрий Егоров.

Первые вагоны «Красной стрелы» были синего цвета – именно так до революции окрашивали вагоны первого класса и императорские поезда. А поскольку вагоны первого класса входили в состав «Красной стрелы», в этот цвет решили окрасить весь поезд. По словам директора Музея железных дорог России Владимира Одинцова, на кузовы вагонов были нанесены надписи на русском и английском языках: «Красная стрела» и Red arrow. Один вагон в поезде – спальный прямого сообщения – был обшит деревом и покрыт мебельным лаком. В этом вагоне часть купе были двухместными с умывальными кабинками, расположенными между смежными купе.

Команда с привилегиями

В советские времена поезд состоял из 12 вагонов, рассчитанных на 230 человек. Современная «Красная стрела» состоит из 17 вагонов: пять из них купейные, десять – СВ, один вагон относится к классу люкс, а ещё в одном размещён вагон-ресторан. Поезд скорый, а не скоростной, расстояние в 800 км проходит со скоростью 160 км/ч за восемь часов. Весь поезд включает 300 мест. Сегодня «Стрела» не всегда ходит заполненной. «Мы очень часто ходим укомплектованными на 100%, но бывают и такие рейсы, когда укомплектованность составляет 80% – это вряд ли связано с сезонностью, скорее так совпадает», – говорит начальник поезда «Красная стрела» Людмила Безумперис.

В наши дни этот поезд относится к категории скорых и входит в структуру АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК). В штате современной «Красной стрелы» четыре поездные бригады численностью 20 человек каждая, включая четырёх начальников поезда и механиков. Попасть на эту работу и сейчас стремятся многие, но без опыта работы это невозможно. По правилам все претенденты на должность проводника «Красной стрелы» обязаны безупречно отработать на аналогичной должности не менее двух лет, иметь абсолютно положительные характеристики от руководства и ни одной жалобы от пассажиров за всё время службы.
 
Работа в поездной бригаде «Красной стрелы» дает её штатным сотрудникам определённый статус. Все проводники и начальник поезда имеют так называемый паспорт доверия – документ, подписанный руководителем АО «ФПК», за высокий профессиональный уровень. Кроме того, служба на этом поезде даёт надбавку за стаж через определённое время и ежемесячно один оклад к зарплате.

Гендерная принадлежность претендента на должность проводника не имеет такого решающего значения, как в советское время. Человек должен быть профессиональным, доброжелательным, морально устойчивым и любить людей. По словам Людмилы Безумперис, в листе ожидания на эту должность стоят и мужчины, и женщины. «В моей бригаде большинство составляют женщины, но в остальных трёх бригадах преимущество у мужчин. Наверное, потому, что из всех начальников поездов женщина я одна, остальными бригадами руководят мужчины», – говорит Людмила Безумперис.

Сама она возглавляет поездную бригаду третий год, на этот пост её назначили в мае 2019-го. Из тех 20 лет, что отработала на железной дороге, 12 лет она была проводником, а затем 9 лет начальником поезда Калининград – Адлер.  

«Стрела» будет одноэтажной

Изначально вагоны поезда были деревянными, потому что брать другие было неоткуда: в довоенный период большинство пассажирских вагонов СССР имели металлические рамы и деревянные кузова, обшитые металлическими листами. Выпуск таких вагонов был прекращён в Советском Союзе в 1941 году.

Самый первый состав «Красной стрелы» состоял из 12 вагонов – из них семь жёстких купейных, три мягких, один спальный с двухместными купе и ещё один багажный. В «Красной стреле» впервые в истории советских железных дорог был и вагон СВ. Для того чтобы его сделать, усовершенствовали вагоны с четырёхместными купе. В них сняли верхние полки, заменив их зеркалами и светильниками.

Великую Отечественную войну два состава «Красной стрелы» провели в разных местах: один был эвакуирован, другой укрыт в бывшем Царском павильоне возле Обводного канала в Ленинграде. Поезд возобновил движение после снятия блокады в Ленинграде в марте 1944 года.

После войны он представлял собой ужасное зрелище, поэтому вагоны заменили на трофейные, которые пригнали из Германии. «Первые вагоны были с деревянными кузовами, ведь других в те годы ещё не было – цельнометаллические вагоны стали появляться у нас после войны. Заменили их примерно в те же годы, конечно, в первую очередь. Вагоны, скорее всего, были отечественными, а вот цельнометаллические  – завода «Аммендорф» из Германии, точнее ГДР», – рассказал Юрий Егоров.

Изначально составы тянули на паровозной тяге, но с 1962 года вагоны «Стрелы» ходят под электровозами. А с 1952 года стали эксплуатироваться цельнометаллические вагоны уже отечественного производства, импортные не использовали. «Красную стрелу» обслуживали паровозы серии С (сормовский) и Су (сормовский усиленный). Современные «краснострельные» вагоны сделаны на Тверском вагоностроительном заводе. «В 1998 году на предприятии изготовили вагоны нового поколения модели 61-4170, которые могли ездить на скорости 200 км/ч, их производили, применяя высокие технологии. В конструкции кузова были применены нержавеющие стали, использованы безлюлечные тележки с повышенной плавностью хода, установлены компьютеризированные системы информации, биотуалеты», – рассказали «Гудку» в пресс-службе АО «ФПК». В последний раз их меняли в 2006 году, специально для «Красной стрелы» изготовили 39 вагонов с новыми ходовыми частями, сообщили «Гудку» в пресс-службе Трансмашхолдинга. «Вагоны «Красной стрелы» всегда были типовыми. Индивидуально для неё изготавливали оборудование и экипировку, вплоть до постельных принадлежностей», – говорит Владимир Одинцов.

Дискуссии об усовершенствовании состава «Красной стрелы» идут и сейчас. Даже обсуждалась идея собрать новую «Стрелу» из двухэтажных вагонов. Но пока поезд остаётся в своём классическом виде.

Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Окно в Европу Окно в Европу
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Актуальное