Пассажирские перевозки / 27.05.21 08:57

Вагоны удобные и самостоятельные

ОАО «РЖД» планирует сертифицировать электропоезд «Ласточка» с автоматическим управлением

ОАО «РЖД» планирует сертифицировать электропоезд «Ласточка» с автоматическим управлением | Пассажирские перевозки
фото:Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

В 2022 году ОАО «РЖД» планирует сертифицировать электропоезд «Ласточка» с автоматическим управлением, а к 2024 году – организовать беспилотное движение на Московском центральном кольце (МЦК), сообщил на брифинге генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозёров. Запуск беспилотных поездов на МЦК сделает возможным переход на трёхминутный интервал движения.

Глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что в компании продолжаются работы по созданию подвижного состава, который сможет пойти полностью в автономном режиме. По его словам, нужно учесть ещё много технических нюансов. Например, отработать механизм открывания и закрывания дверей, решить, как предупреждать людей на платформе о прохождении поезда и как исключить возможные непредвиденные ситуации.

Отметим, что автономное открывание/закрывание дверей относится к четвёртому, последнему уровню автоматизации электропоезда. На первом уровне машинист полностью управляет поездом. На втором ведёт состав при поддержке системы автоведения. На третьем уровне электропоезд может двигаться самостоятельно, но машинист должен на случай возникновения непредвиденных ситуаций находиться на его борту, но не обязательно в кабине. Помощь человека может потребоваться в закрытии/открытии дверей и управлении при нештатных ситуациях. Четвёртый уровень предполагает полное автономное управление.

Предполагается, что в 2022 году беспилотные «Ласточки» пройдут сертификацию, после чего они появятся на МЦК. Как уточнил Олег Белозёров, этот подвижной состав пока будет работать в тестовом режиме, поскольку «одна «Ласточка» в автоматическом режиме, а все остальные не в автоматическом работать не могут».

Кроме того, для организации беспилотного движения необходимо внести ещё ряд изменений в законодательство. «Все нормативные элементы – уточнения в ПТЭ (Правила технической эксплуатации железных дорог РФ) – мы уже внесли. Надеемся, что летом в этом году они будут приняты, чтобы законодательно мы могли закрепить возможность использования такого подвижного состава», – пояснил журналистам Олег Белозёров.

На то, чтобы отладить все технические процессы, потребуется ещё пара лет. Как сообщил Олег Белозёров, в компании рассчитывают, что к 2024 году это можно постараться сделать. Организация беспилотного движения по МЦК позволит сократить интервал между поездами с четырёх минут до трёх.
«Пассажиропоток на МЦК растёт, поэтому у РЖД было два варианта действий. Либо увеличивать количество вагонов в «Ласточке» до семи, либо действительно сокращать интервал движения до трёх минут. Так что это важный шаг для развития перевозок», – считает председатель Союза пассажиров РФ Кирилл Янков.

Помимо этого, в компании работают над обновлением подвижного состава для пассажирских перевозок дальнего следования. Есть понимание, что в туристических поездах, например, должны быть другие вагоны. «Турист отличается от пассажира, который просто едет какой-то промежуток времени. Пожелания возникают в зависимости от маршрута, и эти элементы, считаю, нужно чётко улавливать и выстраивать. Наша модель поведения абсолютно разная в зависимости от того, что мы делаем. Подход к подвижному составу тоже должен быть разным», – рассказал Олег Белозёров.

В среднем на разработку нового вагона – от создания концепта до сертификации и выпуска – уходит около двух лет, поясняют в ОАО «РЖД».

Как прокомментировал «Гудку» Кирилл Янков, современный подвижной состав на железной дороге уже достаточно комфортный для пассажиров, но не хватает индивидуальных решений, например были бы интересны купе с сидячими местами или возможностью отгородиться от попутчиков. «Думаю, что такие купе были бы востребованы, например, в деловых поездках, по аналогии с бизнес-классом в самолёте. Цена на них могла бы быть чуть выше, но спрос был бы. Такие гибкие предложения, когда человек может выбрать нужный ему вариант, – то, чего сейчас не хватает», – полагает Кирилл Янков.

Также, по мнению эксперта, необходимо сделать более комфортным для пассажиров преодоление расстояния между самим вагоном и платформой.

Первый вице-президент Ассоциации туроператоров России Владимир Канторович отмечает, что вагоны гостиничного формата – не новая идея, но их развитие потенциально интересно для туристической отрасли. «Путешествие в таких поездах может стать альтернативой речным круизам, притом что железнодорожных путей больше, чем рек в стране. Удобно, когда ты путешествуешь по какому-то протяжённому маршруту и при этом тебе не нужно в каждом городе искать и заселяться в гостиницу, – твой номер фактически вместе с тобой передвигается по рельсам, – рассуждает эксперт. – Считаю, что по Золотому кольцу можно путешествовать на поезде, и, думаю, будет достаточно большое количество желающих. Хотя важным моментом будет вопрос цены».

Мария Абдримова

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Популярное из регионов

Актуальное

Пресс-релизы

В раздел →