Пассажирские перевозки / 20.04.21 08:22

Железнодорожный транспорт оказался удобным для туристов

Внутренний туризм стал единственной возможностью для отрасли заработать

Внутренний туризм стал единственной возможностью для отрасли заработать | Пассажирские перевозки
фото:Иван Шаповалов/Пресс-служба ОАО «РЖД»

Прошлогодний мировой кризис и локдаун больнее всего ударили по туристической отрасли, которая потеряла $2 млрд. В России, где условия  самоизоляции смягчили к лету, основным драйвером развития туротрасли стали внутренние направления. Впрочем, даже локальный туризм потерял 30% прибыли к показателям 2019 года.

По темпам восстановления уровня трат на путешествия Россия стала второй среди 20 крупнейших экономик мира, уступив первое место только Италии. Такие данные приводились в аналитическом отчёте Recovery Insights, подготовленном экспертами платёжной системы Mastercard. Согласно этому отчёту, в целом международный туризм в 2020 году недосчитался почти $2 трлн.

Российские туроператоры тоже понесли убытки: въездной и выездной туризм были заблокированы из-за локдауна. Внутренний туризм стал единственной возможностью для отрасли заработать. Но, несмотря на активизацию туристов в середине прошлого года, по данным исполнительного директора Ассоциации туроператоров Майи Ломидзе, это направление потеряло 30% прибыли к показателям 2019-го.

Туроператоры подчёркивают, что самыми провальными месяцами для отрасли были апрель, май и июнь 2020 года, когда самоизоляция была тотальной. «В прошлом году мы упустили прибыль, которую не удалось отбить даже после того, как в июле открылись курорты Краснодарского края и Крыма. Хотя загрузка в них и ряде других регионов была высокой даже в октябре, достичь докризисных показателей не удалось», – рассказал «Гудку» генеральный директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

Для восстановления туристической отрасли государство приняло стимулирующие меры. В частности, тем, кто купил внутренний тур на определённых условиях, полагался кешбэк в размере 20% от его стоимости. Как сообщили «Гудку» в Ростуризме, в ходе двух этапов реализуемой программы граждане приобрели туров на 6,5 млрд руб., а в программе приняли участие 350 тыс. человек. Государство вернуло людям 1,2 млрд руб. «Внутренний турпоток по итогам 2020 года восстановился на 60% от уровня прошлого года (падение составило 40%). То есть если в 2019 году по стране путешествовали 65 млн человек, то в 2020 году – примерно 35 млн человек», – отметили в пресс-службе Ростуризма.


Поездом или на автомобиле

По словам опрошенных «Гудком» туроператоров, при организации межрегиональных внутрироссийских путешествий одним из определяющих факторов являлась транспортная доступность. Из-за отмены большинства авиарейсов в первой половине года всю нагрузку приняли на себя железнодорожный и автотранспорт. «Железнодорожный транспорт пользовался спросом до пандемии, если речь шла о внутрироссийских перевозках, но, после того как спрос стал восстанавливаться, туристы нередко решали путешествовать на автомобиле, заботясь о собственном здоровье», – говорит «Гудку» Майя Ломидзе.

В течение прошлого года спрос на билеты на поезда снижался. По данным аналитического центра tutu.ru, рынок железнодорожных перевозок в 2020 году пострадал, в отдельные дни апреля продажи падали почти на 90% по сравнению с 2019-м. К концу лета и началу сентября спрос восстанавливался, в основном за счёт снижения заболеваемости и востребованности южных направлений. К концу года ситуация снова ухудшилась, и количество поездок снизилось по отношению к 2019 году. Из-за неопределённости эпидемиологической ситуации и резкого роста цен на проживание в гостиницах люди стали до последнего откладывать покупку билетов.

«Это позволяет немного экономить тем, кто всё равно готов планировать поездку заранее. Цена на поезда с динамическим ценообразованием при таком спросе дольше остаётся стабильнее», – говорит «Гудку» руководитель направления «ЖД-билеты» tutu.ru Александр Сисёв. По его словам, больше всего путешествий на поездах пассажиры продолжают совершать между Москвой и Санкт-Петербургом, на втором месте направление Москва – Нижний Новгород, а на третьем – Москва – Брянск (в прошлом году оно было на четвёртом месте). В топ-20 вошли маршруты из Москвы во Владимир, Тулу, Ярославль, Иваново, Воронеж, Рязань, Казань, Смоленск, Белгород, Курск, Саратов, Орёл и Калугу. С отправлением из Санкт-Петербурга наиболее востребованы поезда в Псков и Сортавалу. Выпал из топ-20 маршрут Москва – Анапа.

ОАО «РЖД», со своей стороны, предложило пассажирам новые туристические маршруты, которые можно совершить на поезде в виде круизных туров в формате «поезд – отель», в которых «всё включено». Сейчас туристы охотнее покупают билеты в краткосрочные, 1–3-дневные, туры или туры выходного дня. «Именно в таком виде нами формируется большинство туристических предложений. Новые туры появлялись и во время пандемии», – рассказали «Гудку» в «РЖД Тур».

Таких туров немало. В начале лета прошлого года «РЖД Тур», правительство Самарской области и Куйбышевский филиал АО «ФПК» сформировали пакет туристических предложений в этот регион под названием «Открытая Самара». При поддержке правительства Республики Удмуртия Куйбышевским филиалом АО «ФПК» и «РЖД Тур» запущен туристско-гастрономический проект «Вкусно Едем! Удмуртия угощает» в Ижевск. Осенью 2020 года в сотрудничестве с тем же филиалом реализовывались экономичные программы в Ижевск, Пензу, Самару. В конце лета и осени 2020 года «РЖД Тур» предложил поездки в горный парк «Рускеала» на «Рускеальском экспрессе».

В этом году программу дополнили ещё несколькими маршрутами: в апреле-мае жители Самары получили возможность отправиться в Йошкар-Олу и Ижевск с заездом в Ульяновск. А туристы из Саранска и Пензы могут отправиться на выходные поездом в Казань. Круиз «Неизведанная Россия» предлагает посетить разные города. Например, в мае на три дня и две ночи можно будет проехать по маршруту Москва – Беломорск – Кемь – Углич – Москва. Можно совершить поездку в калмыцкие степи и ростовское Придонье или проехать по Южному федеральному округу.

Пробелов в карте маршрутов ещё немало, и «РЖД Тур» готовит и другие предложения для любителей коротких поездок. «Готовятся круизы на Урал, по Северу России, Черноморскому побережью, Северному Кавказу и, конечно, в Карелию с поездкой на «Рускеальском экспрессе», – рассказали «Гудку» в пресс-службе «РЖД Тур».

Туроператоры, впрочем, отмечают, что причиной снижения спроса на поездки на поездах является цена билетов. По данным аналитического центра tutu.ru, средний чек за железнодорожный билет по России на апрель 2021 года составлял 2262 руб. в одну сторону. В апреле 2019 года он был равен 1862 руб. То есть за два года средний чек вырос более чем на 20%. По словам Сергея Ромашкина, в ряде случаев билет на поезд стоил дороже, чем на самолёт. «Когда пришло время послабления условий локдауна, то авиаперевозчики снижали цены на билеты для привлечения пассажиров. Например, в Анапу можно было улететь чуть дороже чем за 6 тыс. руб., тогда как железнодорожный билет стоил на 2 тыс. больше, что тоже отразилось на спросе», – рассказал «Гудку» Сергей Ромашкин.

По данным аналитиков туристической отрасли, процент железнодорожных перевозок в составе турпакетов тоже сократился. «Сокращение составило примерно 20%, по оценкам нашей ассоциации», – говорит Майя Ломидзе.

Меньше всего снизился спрос на сидячие вагоны. Это связано с тем, что они востребованы на более коротких расстояниях, а такие поездки люди воспринимают как более безопасные. «Если оценивать не пассажиропоток (количество пассажиров), а пассажирооборот (пассажиро-километры), то он снизился значительнее. Это также говорит о том, что в первую очередь люди отказывались от дальних поездок», – отмечает Александр Сисёв.


Новые маршруты пандемии

Внутренний, выездной и въездной туризм постепенно восстанавливаются, но говорить о возвращении показателей отрасли на докризисный уровень пока рано, считают эксперты. «Думаю, что это произойдёт не ранее 2024 года», – говорит Майя Ломидзе. Возможно, процесс восстановления займёт меньше времени – этому способствуют госинвестиции в туристическую отрасль. В третьем этапе госпрограммы туристического кешбэка 2021 года (он продлится с 18 марта по 15 июня) участвует на 40% больше партнёров – это 3,5 тыс. отелей и туроператоров, а также агрегаторов услуг.

«Традиционно первое место по популярности у Краснодарского края и Крыма, востребованы Ставрополье, курорты Кавказских Минеральных Вод, Калининградская область, Москва, Питер, Казань, города «Золотого кольца», – заявили «Гудку» в Ростуризме. Эксперты говорят, что в последний год наиболее востребованными стали составные маршруты, то есть такие, когда поездка составляется с помощью нескольких видов транспорта и с недавних пор это можно сделать онлайн. «Предложение формируется с учётом региональных перевозчиков. Недавно мы запустили специальный сервис вместе с IT-компанией, создающей решения в том числе и для международных перевозок», – рассказал «Гудку» директор по развитию цифрового туристического сервиса RUSPASS Сергей Зимин.

Как отмечают эксперты, пандемия явилась драйвером роста на внутреннем туристическом рынке, в прошлом году были разработаны новые маршруты, в том числе и железнодорожные. Одним из таких маршрутов стал девятидневный тур, посвящённый истории российских железных дорог. «Группа из 15 человек проехала на четырёх поездах по Кругобайкальской железной дороге. Мы прилетели из Москвы в Улан-Удэ, осмотрели восточный берег Байкала, поездом отправились в Иркутск, оттуда – в Слюдянку, затеем на пригородном поезде проехали Шарыжалгай. Оттуда поездом добрались до порта Байкал. Тур закончился в Листвянке, откуда мы вернулись в Иркутск и улетели домой. Этот тур мы разработали во время пандемии, обязательно повторим его», – говорит «Гудку» знаток истории российских железных дорог, экскурсовод Юрий Егоров.

«Краткосрочные железнодорожные туры тоже пользуются спросом, хотя и не занимают большой доли на рынке туристических услуг», – комментирует Майя Ломидзе. По её словам, восстановление туристической отрасли пойдёт опережающими темпами, когда откроются границы. «Пока сложно сказать, когда это произойдёт, так что основной упор всё равно будет производиться на внутренние направления. В то же время надо понимать, что за счёт внутреннего туризма покрыть потери от въездного туризма и от выездного туризма не получится», – заключает она.

Анна Героева

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Дорога из Берлина Дорога из Берлина
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

  • Вы курить бросили?

    Никогда не курил
      62 (44%)
    Уже бросил
      44 (31%)
    Все еще курю
      26 (18%)
    Перешел на электронные сигареты
      10 (7%)
Спасибо, ваш голос учтён!

Пресс-релизы

В раздел →