Пассажирские перевозки / 18.01.21 08:31

«Генеральский» маршрут

На сети РЖД запущен третий регулярный рейс на паровой тяге

На сети РЖД запущен третий регулярный рейс на паровой тяге
 | Пассажирские перевозки
фото:Ирина Штольба / ИД «Гудок»

В субботу из Ярославля в Рыбинск в первый регулярный рейс отправился пригородный ретропоезд выходного дня на паровозной тяге. Ожидается, что это повысит туристическую привлекательность региона и увеличит пассажиропоток в пригородном движении.

В 08.36 на Московском вокзале Ярославля раздался мощный гудок паровоза П36, который за полосы-лампасы по бокам называют «генералом». Провожающие в нарядах начала ХХ века дополняли атмосферу ушедшей эпохи. Ярославцы с удовольствием окунулись в паровозную эру – с любопытством осматривали раритетную машину и фотографировались на фоне паровоза, который басовито гудел, выпуская густые клубы пара.

Ретродвижение на паровозной тяге по маршруту между Ярославлем и Рыбинском совместно организовали власти региона, АО «Северная пригородная пассажирская компания» (СППК) и подразделения Северной дороги, рассказал директор Департамента транспорта Ярославской области Сергей Кайгородов. График расписан на весь год: пригородные ретропоезда будут ходить каждую субботу до 25 декабря. Билет стоит 270 руб. – столько же, во сколько обойдётся поездка в обычном пригородном поезде по этому маршруту.

В ретропоезде два новых вагона, поступивших на СЖД в прошлом году. В каждом 60 мягких кресел. Но главная изюминка состава, конечно, паровоз П36 приписки эксплуатационного локомотивного депо Ярославль-Главный.

Локомотивы этой серии – последние пассажирские паровозы, построенные в СССР. У П36-0147, построенного Коломенским заводом в 1955 году, необычная судьба: до конца 1970-х годов этот «генерал» служил на Московской дороге, затем в Белоруссии. В 1988-м вышел в отставку и на протяжении 30 лет в качестве памятника украшал станцию Шарья в Костромской области. В 2018 году паровоз восстановили в депо Троицк, и он вернулся на рельсы.

«Всё оборудование паровоза было в исправном состоянии, в ходе ремонта заменили только внутреннюю обшивку кабины», – рассказал заместитель начальника эксплуатационного локомотивного депо Ярославль-Главный Сергей Малахов.

На территории депо оборудовали склад, где хранятся уголь и запасы воды для паровоза. Расход топлива П36 – примерно пять тонн угля на 100 км. На путь из Ярославля в Рыбинск требуется около 4,5 тонны топлива и 12 тонн воды. Как уточнили в АО «СППК», расходы на эксплуатацию раритета примерно такие же, как при использовании тепловоза (конкретные цифры – коммерческая тайна). И для экологии от машины на паровой тяге вреда не больше, чем от тепловозов, которые работают на неэлектрифицированных участках.

«Паровоз П36 может водить составы на расстояние до 500 км, развивая скорость до 125 км/ч, – говорит машинист паровоза Станислав Медведев. Он управляет П36 два года и не считает «генерала» бездушной машиной. – Паровоз дышит, как человек. Характер у «генерала» покладистый, а голос свой, не такой, как у других локомотивов».

Чтобы управлять паровозом, Медведев прошёл обучение в Курском подразделении Московского учебного центра профессиональной квалификации МЖД. Всего в депо Ярославль-Главный обучили и сформировали 10 паровозных бригад, в составе каждой – машинист и два помощника машиниста. Сейчас проходят подготовку ещё восемь помощников.

«Генерал» трудился все новогодние каникулы – водил туристические поезда из Иваново в Шую и Гаврилов Посад. За три дня, 6, 7 и 9 января, на фестиваль «Русское Рождество» в Шую он доставил более 2 тыс. человек. Ещё около 200 туристов отправились на ретропоезде 8 января в Гаврилов Посад в гастрономический тур.

Как отметили в Дирекции тяги ОАО «РЖД», ретротуризм с использованием паровой тяги набирает популярность и играет важную роль в развитии внутреннего железнодорожного туризма. Путешествия в поезде, который ведёт паровоз, – это возможность окунуться в прошлое, прикоснуться к железнодорожной технике XX века.

«В 2021 году запланировано развитие нового участка эксплуатации на Северной дороге на базе депо Ярославль-Главный с созданием полноценной паровозной колонны», – сообщил начальник сектора по организации работы паровозов Дирекции тяги Сергей Родыгин.

Маршрут Ярославль – Рыбинск стал третьим, на котором организовано регулярное пригородное сообщение на паровой тяге. Напомним, паровозы водят пригородные составы по маршрутам Сортавала – Горный Парк «Рускеала» в Карелии (ретропоезд «Рускеальский экспресс») и Бологое – Осташков в Тверской области.

Ирина Копенкина, Ярославль

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →

История

Каким был второй московский вокзал Каким был второй московский вокзал
Советы профессионалов: как правильно управлять личными финансами Как стать машинистом паровоза Специальный проект «Гудка», посвященный старинным паровозам, ретро-турам и возрожденной профессии

Популярное из регионов

Прямой эфир

Пресс-релизы

В раздел →