Пассажирские перевозки / 17.11.20 20:45

Женщины в локомотиве

На Свердловской дороге появились первые помощницы машиниста

На Свердловской дороге появились первые помощницы машиниста | Пассажирские перевозки
фото:Евгений Сафронов

В понедельник в Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского учебного центра профессиональных квалификаций (УЦПК) шесть девушек успешно сдали экзамен и получили свидетельства о профессии, в которых указано: «помощник машиниста электровоза». Уже с 1 января они смогут приступить к работе по специальности в эксплуатационных локомотивных депо Дирекции тяги. Возможность женщинам становиться помощниками машинистов открыло в этом году Минтруда России, внёсшее изменения в перечень доступных женщинам профессий, которые вступают в силу с начала будущего года.

Занятия для нынешних выпускниц начались 15 июня. Они вошли в состав группы из 22 человек, где было семь девушек. К экзаменам в ней остались только 10 человек – шесть девушек и четверо парней. Все успешно сдали на «хорошо» и «отлично». При этом женщин должно было быть семь, но одна заболела перед экзаменом и будет сдавать его с другой группой. Члены экзаменационной комиссии, возглавляемой начальником Свердловской дирекции тяги Денисом Никифоровым, отметили, что девушки ответственно подошли к обучению и экзамену, подтвердив тем самым, что профессию помощника машиниста выбрали осознанно.

«Я с детства любила железную дорогу, – рассказала «Гудку» Алёна Кузнецова. – Но никогда не думала на ней работать. А в этом году просматривала объявления на сайте поиска работы и наткнулась на вакансию «помощник машиниста». Открыла и глазам не поверила: набирают женщин. Сразу поняла: это интересно, это моё, хочу попробовать».

Алёна подала документы в эксплуатационное локомотивное депо Свердловск-Пассажирский, прошла собеседование и медицинскую комиссию и была направлена на обучение в Екатеринбург-Сортировочное подразделение Свердловского УЦПК. Постижение теории шло в дистанционном режиме, а практика прошла в депо Свердловск-
Пассажирский.

«Учиться было тяжело, особенно при прохождении теории в дистанционном режиме. Тема новая, ничего не понятно. Преподаватели старались как могли, объясняли на картинках. Всё стало ясно после знакомства с локомотивом вживую, когда я вышла на практику», – вспоминает Алёна Кузнецова.

Практику – 120 часов на электровозе и 80 часов на тепловозе – проходили в тех депо, от которых были направлены на учёбу и где с начала года приступят к трудовой деятельности в должности помощников машиниста первыми из женщин. Алёна отправится в Свердловск-Пассажирский, а другие пять девушек – в эксплуатационное локомотивное депо Пермь-Сортировочная. «Быть первыми ответственно и волнительно, – признаётся Алёна Кузнецова. – Все смотрят на нас, ждут, как проявим себя».

В Дирекции тяги рассказали, что всего на профессию помощника машиниста электровоза на сети обучались 18 девушек. Группы, в которых обучаются ещё не прошедшие экзамен девушки, находятся в Московском подразделении Московского УЦПК, в Екатеринбург-Сортировочном подразделении Свердловского УЦПК, в Пермском подразделении Свердловского УЦПК. Везде учёба завершится до конца года. Работать по специальности женщины будут на пассажирских локомотивах в эксплуатационных локомотивных депо Москва-Сортировочная-Рязанская, Пермь-Сортировочная, Свердловск-Пассажирский, на участках Москва – Вековка, Екатеринбург – Пермь, Екатеринбург – Дружинино, Екатеринбург – Тюмень, Пермь – Балезино.

«Определены серии пассажирских локомотивов, на которых предполагается работа женщин. Это ЭП2К и ЭП20, – объясняет заместитель начальника Дирекции тяги Александр Воротнёв. – При выборе серий локомотивов учитывалась необходимость создания благоприятных условий труда для женщин, включая санитарно-бытовые».

Данные локомотивы эргономичны и просты в управлении, которое осуществляется полностью с помощью электроники, они надёжны и несут меньше рисков отказов в пути следования в сравнении с другими пассажирскими сериями. Кабины ЭП2К и ЭП20 оборудованы санитарными узлами закрытого типа, имеют холодильник и СВЧ-печь. Выбранные участки работы не превышают 200 км – так исключаются риски повышенной усталости и утомляемости. В домах отдыха локомотивных бригад для размещения женщин будут выделяться отдельные спальные комнаты, двери которых оборудованы врезными замками, запираемыми на ключ изнутри и снаружи. Также предусмотрено выделение обособленных раздевалок и душевых в основных депо и пунктах оборота, домах и комнатах отдыха локомотивных бригад, отдельных санузлов в домах и комнатах отдыха локомотивных бригад (за исключением домов и комнат отдыха гостиничного типа, где удобства находятся в номере).

Принять с 1 января помощниц машинистов готовятся также в Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава (ЦДМВ) и Дирекции скоростного сообщения (ДОСС). В системе ЦДМВ обучаются 32 женщины. В дирекции сообщили, что экзамены для них назначены на 17 декабря. При этом в ЦДМВ четыре девушки уже имеют профессию помощника машиниста электропоезда, обучение по которой проходили ранее самостоятельно. В ожидании начала года они работают в моторвагонных депо на других должностях. В ДОСС сейчас проходят обучение семь девушек, экзамен для них состоится в январе 2021 года.

Александр Зубов

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →