Пассажирские перевозки / 18.09.20 08:04

Белорусский вокзал столицы отмечает 150-летие

После недавней модернизации от вокзала на запад ведут уже четыре главных пути

После недавней модернизации от вокзала на запад ведут уже четыре главных пути | Пассажирские перевозки
фото:фото: Сергей Бобылёв / ТАСС

Завтра исполняется 150 лет со дня открытия Белорусского вокзала и станции Москва-Пассажирская-Смоленская. Накануне юбилея на одном из крупнейших вокзальных комплексов столицы и России побывал обозреватель «Московского железнодорожника».

Изначально Смоленский, а затем Брестский, Александровский, Белорусско-Балтийский и, наконец, Белорусский вокзал был открыт 19 сентября 1870 года одновременно со всем смоленским направлением, включая станции Одинцово и Голицыно. Свой полуторавековой юбилей вокзал, который является пассажирским терминалом станции Москва-Пассажирская-Смоленская, встречает с новым парком, из которого теперь отправляются ускоренные пригородные поезда (экспрессы) на Одинцово, Усово, Можайск, Звенигород. После недавней модернизации от вокзала на запад ведут уже четыре главных пути, а на самом вокзале сейчас в трёх пассажирских парках действуют 15 приёмо-отправочных путей с новой, последовательно упорядоченной нумерацией – слева направо.

До начала пандемии COVID-19 из парка дальнего следования отправлялся 21 поезд в Белоруссию и ряд европейских городов, включая Берлин, Париж и Ниццу. Вместе с интенсивным пригородным движением и аэроэкспрессами в Шереметьево, курсирующими от Белорусского вокзала с августа 2009 года, суточный пассажиропоток только по отправлению превышал 50 тыс. человек. Сегодня на вокзале в зоне дальнего сообщения не так многолюдно – в сутки отправляется только один дальний поезд в Калининград и четыре «Ласточки» в Смоленск.

Из пригородного парка по сквозной линии с прежней интенсивностью вокзал обслуживает пассажиров МЦД-1 Одинцово – Лобня и аэроэкспрессов, благо для этих целей высвобождены транзитные пути с 11-го по 15-й. Всего в этом месяце Белорусский вокзал отправляет ежесуточно до 2 тыс. дальних пассажиров и до 40 тыс. человек в пригородном сообщении, подчеркнул исполняющий обязанности начальника Белорусского вокзала Александр Левшуков.

Самое значительное обновление, подоспевшее к юбилею вокзала и станции Москва-Пассажирская-Смоленская, – это завершение строительства транспортно-пересадочного узла с левой стороны от исторического здания вокзала, где теперь обслуживаются пассажиры ускоренных маршрутов. Они отделены от основного пассажиропотока Белорусского вокзала и могут попасть в новый турникетный павильон прямо с привокзальной площади, минуя сам вокзал. Здесь построены новый терминал и две крытые островные платформы длиной 284 м из композитных материалов. Вдоль платформ проходят четыре новых тупиковых пути – согласно обновлённой нумерации с 1-го по 4-й. Построены или полностью обновлены инженерные и вентиляционные системы, видеонаблюдения и безопасности, по всем перронам уложена брусчатка.

По пути в новый ТПУ обращаю внимание на преображение и самой площади, которая первоначально была передана застройщикам. Сейчас территория возвращена московскими властями для нужд вокзала, там благоустроена комфортная зелёная пешеходная зона, оборудована парковка – всё в соответствии с городскими стандартами и в едином ансамбле с архитектурным стилем Белорусского вокзала и соседних зданий.
«Сегодня Белорусский вокзал – это технологичный многофункциональный комплекс, предоставляющий услуги, отвечающие всем потребностям современного пассажира – требовательного и общительного, – рассказывает Александр Левшуков. – На вокзале есть комфортные залы ожидания, гостиница, медпункт, бесплатные туалеты и санитайзеры, автоматические камеры хранения, Wi-Fi с бесплатным доступом в Интернет, зарядные станции, детские уголки, а также кафе, магазины и банкоматы. Для отдыха пассажиров в ожидании поезда благоустроено пять зон озеленения с лавочками, подогревом и USB-зарядниками. На вокзале можно заказать экспресс-доставку пассажирскими поездами малых почтовых отправлений более чем в 260 городов страны. Дальнейшая наша работа будет направлена на развитие сервисов и услуг, предоставляемых нашим пассажирам, – с обязательным учётом их мнения, изучению которого мы уделяем большое внимание».

Ориентироваться в хитросплетениях вокзальных помещений со множеством входов и выходов помогает удобная навигация. В бережно сохраняемых исторических зданиях вокзала сейчас размещены пункты входного контроля и досмотра, пригородные кассы и терминал аэроэкспресса, залы ожидания, офис начальника вокзала, кафе и буфеты. «Кормят вкусно и недорого», – поделилась довольная посетительница кафе на 2-м этаже Нина Дубинина, ожидающая отправления «Ласточкой» в Смоленск.

На Белорусском вокзале сформирована безбарьерная среда. Маломобильные пассажиры получили доступ к основным функциональным зонам, установлены пандусы и подъёмники. «Для ориентирования слабовидящих размещены тактильно-контрастные указатели, пиктограммы, мнемосхемы, информирующие тактильные таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля, – уточняет Александр Левшуков. – Кассовые залы и залы ожидания оборудованы индукционными системами для слабослышащих посетителей. Для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске, адаптированы билетные кассы и санитарные комнаты с новым оборудованием».

Интересным технологическим новшеством стали автоматические камеры хранения. Ячейки работают в режиме самообслуживания, без вмешательства персонала.

На стенде интерактивной информационной справочной можно узнать расписание поездов, платформу отправления, время их отправления и прибытия. Электронное «справочное бюро» проинформирует посетителя и о том, какие услуги оказываются на вокзале. Также с помощью нового сервиса можно обратиться с вопросом к дежурному диспетчеру по видеосвязи – он поможет сориентироваться не только на вокзале, но и в целом в транспортной системе столицы.

В перспективе пассажиропок на Белорусском вокзале возрастёт. Так, уже начался второй этап реконструкции вокзала и его ровесницы-станции, связанный со строительством четвёртого Московского центрального диаметра Апрелевка – Железнодорожная. Как рассказал «Московскому железнодорожнику» исполняющий обязанности начальника станции Москва-Пассажирская-Смоленская Станислав Уваров, на подходе к вокзалу со стороны строящейся соединительной эстакады с киевского на смоленское направление будут уложены дополнительно два главных пути, сейчас идёт капитальный ремонт поста электрической централизации станции.

Эффективная работа – это прежде всего люди, поэтому в день юбилея на Белорусском вокзале и станции Москва-Пассажирская-Смоленская будут чествовать своих ветеранов и передовиков. Среди лидеров, ведущих за собой коллективы двух смежных предприятий, мои собеседники назвали, в частности, многолетнего председателя профкома Белорусского вокзала Нину Родкину, инженера по нормированию труда Ольгу Шихманову, инженеров по кадрам Наталью Белоногову и Анастасию Гречину, инженера по охране труда Веронику Новосельскую, исполняющего обязанности главного инженера Анатолия Мосолова, дежурную по станции Елену Кильдееву и дежурного по парку Ольгу Осадчую; а также ветеранов – маневрового диспетчера Николая Скребкова, дежурных по станции Татьяну Козелкову и Владимира Филлипа, дежурных по парку Елену Волкову и Антонину Кондрашину.

Пассажиров и посетителей Белорусского вокзала завтра, 19 сентября, ждут бесплатная экскурсия и сладкие сувениры. Экскурсия стартует в 12.00 от памятника «Прощание Славянки» на широком вокзальном перроне. Её участники познакомятся с достопримечательностями вокзала, история которого тесно связана со многими известными личностями и событиями отечественной истории.

Игорь Ленский, Московский железнодорожник

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →