Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Добрая воля пассажиров-медиков

Пассажирские перевозки | Вторник | 28.01.2020 | 08:00
Медицинские работники могут выразить готовность оказать первую помощь попутчикам в случае необходимости.
Добрая воля пассажиров-медиков
Depositphotos/Legion-Media
Медицинские работники, путешествующие поездами формирования Федеральной пассажирской компании, с 23 января могут выразить готовность оказать первую помощь другим пассажирам в случае необходимости. Для этого при покупке билетов на официальном сайте ОАО «РЖД» нужно поставить специальные отметки рядом с полем «Я – медицинский работник. При необходимости готов оказать первую помощь в поезде». Также пассажир может сообщить, что он медработник, приобретая билет в любой кассе. 

Аналогичную практику уже используют авиакомпании Lufthansa, Swiss и Austrian Airlines. В августе 2018 года они начали реализовывать программу Doctor on board. Каждый медицинский работник может заранее зарегистрироваться в программе, указав свою специализацию, и бортпроводник всегда будет знать, на каком месте доктор-волонтёр. Таким медработникам положены привилегии: им начисляются дополнительные мили, скидки на авиабилеты и возможность прохождения бесплатных медицинских курсов Lufthansa.

Как рассказали «Гудку» в АО «ФПК», цель этого нововведения в том, чтобы работники поездной бригады смогли оперативно найти пассажира. Ранее, когда кому-либо в поезде требовалась медицинская помощь, поездная бригада делала объявление по громкой связи с просьбой откликнуться медиков.

На вопрос «Гудка» о том, как часто пассажирам поездов требуется медицинская помощь, в АО «ФПК» не ответили.

Работники поездных бригад не имеют таких широких знаний по оказанию помощи, как медработники. В соответствии с Инструкцией по охране труда для проводника пассажирского вагона железнодорожники имеют право накладывать жгут при получении механической травмы, шину при переломе, давящую повязку и холодный компресс при растяжении, стерильную повязку при ожоге и проводить ряд других экстренных мероприятий.

Все эти навыки работники поездных бригад получают в ходе обучения первой доврачебной помощи, которое повторяется раз в два года. Для того чтобы оказать доврачебную помощь, все вагоны оснащаются медицинскими укладками. В их состав входят жгуты, бинты, шины, лейкопластырь, кровоостанавливающее средство, охлаждающие пакеты, мешок для проведения искусственного дыхания. По данным Центральной дирекции здравоохранения, ежегодно за аптечкой в поездах обращаются около 700 тыс. пассажиров. Набор из аптечки поездная бригада сможет предложить и пассажиру-медику.

Поездные бригады учат и тому, как принимать роды. Есть и примеры, когда в принятии родов железнодорожникам помогали пассажиры-медики.

Чуть больше месяца назад в поезде, следующем из Санкт-Петербурга в Тюмень, родился малыш. Поезд проезжал участок Мантурово – Шарья Северной дороги, когда начальнику поезда сообщили о том, что в вагоне № 8 у пассажирки, следующей из Северной столицы до Перми, внезапно начались роды. Начальник поезда Андрей Курилов обратился к пассажирам, есть ли среди них медицинские работники. На просьбу откликнулась ехавшая в этом же вагоне медсестра из Сургута Мархабо Алимова. Она и помогла поездной бригаде в купе проводника оперативно принять роды. На свет появился мальчик.

Добрую волю пассажиров-медиков АО «ФПК» готово поддержать конкретным ответным предложением: если нововведение покажет эффективность, компания готова рассмотреть возможность создания программы лояльности для медицинских работников.

Между тем опрошенные «Гудком» врачи практически единогласно говорят о том, что оказание медицинской помощи в пути следования поезда ставит их в неоднозначную ситуацию. «Были прецеденты, когда на врачей подавали в суд как раз за то, что они оказали помощь человеку. Случились осложнения – и врача привлекли. В то же время существует закон, по которому врача привлекут, если он эту помощь не окажет. Ведь это может быть квалифицировано как «оставление в опасности». Надо понимать, что в любом случае врач не имеет права оказывать лечебные услуги за пределами учреждения, где работает, а также ставить диагноз и назначать препараты. А вот провести сердечно-лёгочную реанимацию он может, но опять же рискует», – говорит врач челюстно-лицевой хирург София. 

«Первую медицинскую помощь имеет право оказать любой человек, владеющий соответствующими навыками. Ведь основы оказания первой помощи проходят ещё в школе, то же искусственное дыхание. Вопрос для медиков тут в том, что если первая медпомощь будет оказана неудачно и случится неблагоприятный исход, причём даже по не зависящим от оказывающего помощь причинам, врачу могут вменить ответственность за то, что помощь была оказана недостаточно квалифицированно, и даже привлечь к суду. Врач обязан оказать эту помощь хорошо, но у него для это может не быть необходимых средств. К тому же есть ограничения узкого профиля самого врача. Поэтому тут ситуация очень неоднозначна», – рассказала врач акушер-гинеколог Ольга Волошина.
Яна Позолотчикова
Теги

Cегодня в СМИ

Первые лица