Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Как в Казахстане снижают дефицит проездных документов

Пассажирские перевозки | Вторник | 17.12.2019 | 07:43
На базе российской системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» разработан электронный лист ожидания
На базе российской системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» разработан электронный лист ожидания | Пассажирские перевозки
Depositphotos/Legion-Media
В АО «Казахстан темир жолы» (КТЖ) на базе российской автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками «Экспресс-3» разработали электронный лист ожидания, чтобы при появлении свободных мест выкупить билет в порядке очереди. Таким образом компания снижает дефицит проездных документов и борется с их перекупщиками.

В Казахстане не первый год пытаются справиться с незаконной перепродажей билетов. Спекулянты предлагают свои услуги пассажирам, желающим уехать, прямо на перронах вокзалов. Поэтому в конце ноября в мажилисе республики депутаты детально обсудили проблемы и внесли ряд поправок в законодательные акты по вопросам железнодорожного транспорта, ужесточив административную ответственность за торговлю проездными.

По словам председателя мажилиса Нурлана Нигматулина, проанализировав ситуацию, депутаты пришли к выводу, что проблема дефицита билетов возникает по трём основным причинам. Это АСУ «Экспресс», нехватка подвижного состава для пассажирских перевозок и отсутствие в национальном законодательстве жёсткого наказания за перепродажу билетов.

Однако российские разработчики системы – научный центр «Экспресс» Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ) – с такой оценкой не согласны.

Как пояснили «Гудку» в научном центре, в настоящее время АСУ «Экспресс-3» эксплуатируется железнодорожными администрациями девяти стран, включая Российскую Федерацию, Казахстан, Узбекистан, Белоруссию, Киргизию, Таджикистан, Литву, Латвию и Эстонию, с 2002 года и не уступает по своей эффективности и функциональности аналогичным по масштабу системам Европы и Азии. «Экспресс-3» относится к системам массового обслуживания, работающим в режиме реального времени, в ней обеспечены самые высокие параметры надёжности. Единичные случаи кратковременных сбоев никак не создают благоприятных условий для перекупщиков проездных документов.

Проблема кроется прежде всего в дефиците предложенных к реализации мест в поездах.

Как говорит заместитель директора научного центра «Экспресс» Елена Мартынова, с самого начала производственной эксплуатации в Казахстане системы «Экспресс-3» в ней была предусмотрена возможность оформления именных билетов пассажирам, но потребовалось время на подготовку законодательной базы для использования этой технологии в республике. Причём это касается не только перевозки индивидуальных пассажиров, но и организованных групп.

«В алгоритме системы «Экспресс-3» заложено, что любое место, которое определено перевозчиком как «доступное к свободной продаже», будет предоставлено пассажиру по запросу. И, учитывая сложность и обширность бизнес-процессов пассажирского комплекса, в ней учтены различные технологические возможности регулирования продажи, которые позволят перевозчику полностью или частично распределять места в поездах по своему усмотрению. Из статуса «доступно в свободной продаже» на определённые места можно наложить технологические и временные ограничения по продаже, которые определяет перевозчик», – сказала Елена Мартынова.

По словам директора Департамента организации продаж и маркетинга АО «Пассажирские перевозки» («дочка» КТЖ) Алмаса Айтбаева, перепродажей билетов занимались билетные кассиры железнодорожной администрации и частных пассажирских операторов, которые блокировали работу системы «Экспресс-3» разными способами. К примеру, закрепив скрепкой нужные клавиши на клавиатуре. Таким образом, освобождающиеся билеты забирала только одна касса. И утверждение, что АСУ давала сбой, в данном случае действительно некорректно.

«С сентября 2019 года мы перешли на новую технологию электронного билетирования «Мобиус», которая подключена к системе «Экспресс-3». Отечественные разработчики после предварительной консультации со специалистами ВНИИЖТа добавили к ней такую программу, как электронный лист ожидания, в который попадают все возвращённые билеты. Пассажир может в нём зарегистрироваться, и при появлении свободных мест система распределит их в порядке очереди. Кроме того, в ней установлен запрет – можно сделать не более пяти ударов в минуту по клавише «поиск билетов» – таким образом, массовые закупки сделать не получится. Через терминал «Мобиус» сейчас работают практически все билетные кассы компании», – рассказал «Гудку» Алмас Айтбаев.
Ирина Александрова

Cегодня в СМИ

Первые лица