Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

«Сапсан» нашего времени

Пассажирские перевозки | Понедельник | 16.12.2019 | 22:42
Востребованность скоростного поезда с каждым годом растёт
«Сапсан» 10 лет
Иван Куртов / ИД «Гудок»
Во вторник исполняется 10 лет с того дня, как «Сапсан» отправился в первый рейс из Москвы в Санкт-Петербург. Затем «Сапсаны» связали обе столицы с Нижним Новгородом. Всего за десятилетие на этих поездах перевезено более 38,7 млн пассажиров. Это означает, что в них могло проехать всё население Эстонии, Латвии, Литвы, Финляндии, Болгарии, Швейцарии, Дании, Норвегии, Монако и Лихтенштейна. Впрочем, и для тысячи подданных Ватикана также нашлось бы место.

Десять лет назад, 17 декабря в 19.00, «Сапсан» отправился в первый коммерческий рейс из Москвы в Санкт-Петербург, а с 18 декабря началось регулярное движение поезда между двумя городами по расписанию. Тогда три пары «Сапсанов» отправлялись из Москвы и Санкт-Петербурга утром, днём и вечером. С запуском регулярного движения «Сапсанов» в ОАО «РЖД» ежегодно отмечается День высоких скоростей.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрия Пегова, спрос на поездки в «Сапсанах» постоянно растёт. Так, прогнозируемое количество перевезённых пассажиров по итогам этого года – 5,9 млн человек. В прошлом эта цифра составила 5,4 млн.

«Сапсан» – российский поезд, хоть и родом он из Европы. Ведь его пришлось адаптировать к работе в российских условиях, – рассказал «Гудку» Дмитрий Пегов. – Мы внимательно изучали отзывы пассажиров и думали о специфике. Почти сразу поняли, что в поезде, который быстро проезжает расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом, будет востребован первый класс, а это бизнесмены, топ-менеджеры, звёзды шоу-бизнеса. Часто из одного города в другой им нужно попасть в тот же день и лишь на одну встречу, а в поезде хочется не только ехать с комфортом, но и успеть поработать. Старались сделать расписание более гибким и удобным, вводили дополнительные и сдвоенные поезда».

Также, по словам Дмитрия Пегова, важнейшим, хоть и не таким заметным для пассажиров, направлением работы была подготовка инфраструктуры для скоростных поездов.

«Это касается и путей, которые требовалось подготовить для новой техники, и депо для её обслуживания, – отметил он. – Для этого в посёлке Металлострой под Санкт-Петербургом было создано уникальное предприятие с высокотехнологичным оборудованием. Но самое главное достижение – это, безусловно, высокая скорость поездки и комфорт, которые предоставляет «Сапсан». Из года в год мы наблюдаем рост пассажиров этих поездов и видим, что необходимо вводить дополнительные «Сапсаны» для удовлетворения спроса на них».

Начальник Департамента пассажирских перевозок Николай Костенко, который начинал работать с «Сапсаном» ещё в 2007 году на стадии его проектирования, рассказал «Гудку», что ему особенно запомнилась бурная реакция людей, которые впервые увидели этот поезд на сети РЖД. «Первый «Сапсан» прибыл на испытания 22 ноября 2008 года и кроме Санкт-Петербурга ездил в Нижний Новгород и Адлер, – вспоминает Николай Костенко. – Это сейчас поезда «Сапсан» дополняют современные «Ласточки», «Стрижи» или новые вагоны, которые курсируют в составе поездов Федеральной пассажирской компании. А тогда это было что-то космическое и его не с чем было сравнить. Именно тогда те, кто его увидел, поняли, что компания «РЖД» изменила свой образ и начала меняться для пассажиров».

Уже в первые месяцы эксплуатации «Сапсанов» стало ясно, насколько востребован такой современный и комфортабельный подвижной состав и как он повышает привлекательность железнодорожного транспорта. В первый год спрос превысил самые оптимистичные прогнозы. Билеты на «Сапсан» вместо ожидаемых 65% раскупались практически все. С 5 апреля 2010 года оборот «Сапсанов» был увеличен до пяти пар в сутки. В июле того же года «Сапсан» отправился в первый рейс по маршруту Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург. 16 августа 2010 года «Сапсан» перевёз миллионного пассажира, а 16 сентября 2013-го – уже десятимиллионного. Затем спрос постепенно стал превышать предложение, поэтому в августе 2014 года были запущены сдвоенные поезда. Они стали самыми длинными в мире – 500 м 78 см. Этот факт зарегистрирован в Книге рекордов России.

«Сегодня скорость, комфорт, высокое качество обслуживания стали привычны, а главное, доступны миллионам россиян, и всё это благодаря поезду «Сапсан». При этом важно отметить, что мы не останавливаемся на достигнутом, закрепляя за «Сапсаном» звание флагмана железнодорожного пассажирского транспорта, – рассказал «Гудку» начальник Дирекции скоростного сообщения Антон Петров. – Учитывая, что населённость наших поездов достигает отметки в 100%, и с целью сохранения роста пассажиропотока, в июне этого года было принято решение о приобретении дополнительной партии поездов «Сапсан» в количестве 13 единиц. И мы ожидаем, что уже осенью 2022 года они начнут курсировать между Санкт-Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом, чтобы восполнить дефицит мест и позволить всем желающим выбирать для своих поездок «Сапсаны».

Сегодня пассажиров перевозят 16 пар «Сапсанов» в сутки. Средняя населённость поезда составляет 97%. С момента запуска «Сапсан» превратился в медийный персонаж: у него появились собственный блог и аккаунт в «Твиттере». Он стал героем книжек для детей и мультфильмов.

Справка «Гудка»

Населённость поездов «Сапсан» всегда была очень высокой. Так, в 2013 году она составляла 93,3%, в 2014-м – 89,2%, в 2015-м – 86,5%, в 2016-м – 81,5%, в 2017-м – 85,3%. В 2018 году произошёл резкий рост этого показателя до 91%. По прогнозу, в 2019 году населённость «Сапсанов» достигнет рекордных 97,2%.

Яна Позолотчикова, Сергей Плетнёв

Cегодня в СМИ

Первые лица