Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Как сокращали межпоездной интервал на МЦК

Пассажирские перевозки | Четверг | 28.11.2019 | 05:34
Четырехминутный интервал  – это не предел возможностей кольца
Четырехминутный интервал  – это не предел возможностей кольца | Пассажирские перевозки
Архив «МоЖ»
На Московском центральном кольце с 21 ноября сокращён интервал движения в часы пик с 5 до 4 минут, а в остальное время – с 10 до 8 минут. При этом размеры движения, как сообщил начальник МЖД Михаил Глазков («Гудок», 25 ноября 2019 года), увеличились на 37% – со 177 до 242 пар поездов в сутки.

О том, какая большая и длительная работа для сокращения межпоездных интервалов была проведена, обозревателю «Московского железнодорожника» рассказали руководители Московско-Окружной дистанции инфраструктуры. Основа для сокращения интервала на МЦК была заложена ещё при проведении проектно-изыскательских работ на кольце и разработке систем интервального регулирования движения поездов. Уже в 2018 году, спустя 2 года после запуска проекта, всем стало ясно, что пассажир охотно «идёт на кольцо» и пассажиропоток в целом будет год от года увеличиваться. Тогда правительство Москвы, руководство ОАО «РЖД» и Московской магистрали приняли решение о подготовке к переходу на 4-минутный интервал.

– Был разработан проект и модернизированы уже существующие системы. В рамках новых проектов проведены строительно-монтажные и пусконаладочные работы, внедрено и запущено новое оборудование и устройства, – рассказывает главный инженер Московско-Окружной дистанции инфраструктуры Дмитрий Щедрин.

В первую очередь для перехода на 4-минутный интервал требовались усовершенствование систем сигнализации, централизации и блокировки, а также модернизация в хозяйстве электроснабжения. Путевое хозяйство находилось в высокой степени готовности, но с учётом того, что составов «Ласточки» стало намного больше, для обслуживания дополнительных электропоездов понадобилась и дополнительная ёмкость станций. С этой целью активно ведётся и близко к завершению строительство новых парков экипировки на станциях Белокаменная и Андроновка с их путевым развитием.

На всех станциях МЦК усовершенствовано путевое развитие и программное обеспечение микропроцессорных устройств управления движением. Для увеличения пропускной способности кольца были изменены длины блок-участков, где-то они увеличились, а где-то, наоборот, уменьшились – для поддержания высоких скоростей тактового движения и обеспечения его безопасности.

После модернизации в путевом хозяйстве были переложены существующие сети и проложены новые – контактная сеть, кабельные, водопроводные, высоковольтные. При подготовке запуска 4-минутного интервала было проложено более 25 км кабеля СЦБ на железнодорожной линии и более 3 км на постах электроцентрализации (ЭЦ). Вновь установлено около 120 устройств СЦБ напольного оборудования, в том числе светофоры, путевые ящики рельсовых цепей, дроссель-трансформаторы, 24 изолированных стыка. В релейных помещениях постов ЭЦ дополнительно установлено 27 стативов. Приняты меры по киберзащищённости микропроцессорных устройств. Модернизированы системы аппаратно-программного комплексного диспетчерского контроля (АПК-ДК). Для повышения надёжности работы устройств СЦБ выполнено распаривание схем управления стрелочными съездами.

После укладки путей были установлены новые светофоры в парках, изменились ординаты существующих светофоров. Напомним, что на МЦК движение осуществляется по белым крестам, светофоры действуют во время выхода электропоездов «Ласточка» на линию, а затем автоматически переключаются на бессветофорный режим.

4-минутный интервал на МЦК – это не предел возможностей кольца. После запуска Московских центральных диаметров и дальнейшей интеграции МЦК с метрополитеном может возникнуть потребность в ещё более сокращённом интервале. Другой потенциальный резерв увеличения пассажиропотока состоит в том, что длина большинства платформ МЦК позволяет принять и 7-вагонные «Ласточки». Но всё это дело будущего.

– Учитывая наш опыт пуска кольца в 2016 году, вся работа по сокращению интервалов прошла более гладко, сложности и проблемы решались на основе уже апробированных нами технологий, – говорит Дмитрий Щедрин.

Сейчас на МЦК проводится первый этап испытаний движения электропоездов «Ласточка» в полностью автоматическом режиме, без машиниста. Первый беспилотный поезд проехал по экспериментальному кольцу в Щербинке ещё в августе. Теперь планируется оснастить «Ласточку» искусственным интеллектом, способным распознавать препятствия, наличие людей или животных на маршруте следования поездов. Это основная проблема беспилотного движения на МЦК, гарантированное её решение потребует дополнительных мероприятий по усилению транспортной защищённости кольца.

– Нам предстоит разработать и внедрить новые технические решения в плане транспортной безопасности, – говорит начальник Московско-Окружной дистанции инфраструктуры Вадим Соловейчик. – Прежде всего это касается надёжного ограждения кольца, шумозащитных экранов, полосы отвода, что потребует дополнительных расходов. Необходимо полностью предотвратить возможность несанкционированного проникновения посторонних лиц на инфраструктуру МЦК. Особого внимания требуют соединительные ветви МЦК с радиальными направлениями.

Все выполненные нововведения сказываются на режиме работы эксплуатационного штата дистанции, составляющего сейчас около 500 железнодорожников. Из-за интенсивного движения, отсутствия дневного технологического перерыва сокращается время на обслуживание инфраструктуры МЦК. Это требует не только высокого профессионализма работников, но и дальнейшего внедрения цифровых технологий, которые позволят снизить объём ручного труда и риски, связанные с человеческим фактором.

– На МЦК через некоторое время будет открыт новый вид пассажирского движения, – сообщает важную новость Дмитрий Щедрин. – По третьему главному пути планируется пропуск транзитных (широтных) пассажирских поездов дальнего следования – от станции Люблино через Угрешскую до станции Лихоборы и далее по недавно электрифицированной 2-й соединительной ветви на Октябрьскую железную дорогу. Подготовка к такому транзиту потребует реконструкции и электрификации 15-й соединительной ветви Люблино – Угрешская, усовершенствования в системах СЦБ и замены материалов верхнего строения пути. Проекты уже выполнены и находятся в стадии согласования. Строительство стартует в начале 2020 года и, вероятно, займёт примерно 2 года.

Пересадочный комплекс для транзитных пассажирских поездов, следующих через МЦК, может быть устроен на станции Черкизово. В этом транспортно-пересадочном узле (ТПУ) «дальние» пассажиры могут осуществлять посадку и высадку для дальнейшего следования электропоездами МЦК, метрополитеном или наземным городским транспортом.

На станции МЦК Нижегородская продолжается строительство Восточного вокзала (название предварительное). В этом ТПУ также будут объединены дальнее и пригородное движение, МЦК, метрополитен и наземный транспорт. Использование инновационных технологий цифровизации в этих крупных проектах на МЦК создаст новые удобства и возможности для пассажиров.
Игорь Ленский, «Московский железнодорожник»

Cегодня в СМИ

Первые лица