Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Аудиторы критикуют Deutsche Bahn

Пассажирские перевозки | Среда | 23.01.2019 | 23:23
Эксперты Счётной палаты Германии усомнились в целесообразности зарубежной экспансии железнодорожной компании
Эксперты Счётной палаты Германии усомнились в целесообразности зарубежной экспансии железнодорожной компании
 | Пассажирские перевозки
Depositphotos/legion-media
Федеральная счётная палата (Bundesrechnungshof, BRH) представила немецкому парламенту «Доклад о структурном развитии и соответствии Deutsche Bahn AG государственным интересам». В нём ведомство призывает правительство Германии определить будущую роль национального железнодорожного оператора. В числе предложенных мер – продажа крупнейших дочерних предприятий Arriva и Schenker и организация независимого управления перевозками и инфраструктурой. 

В BRH напомнили, что на момент образования Deutsche Bahn (DB) путём слияния государственных железнодорожных операторов ФРГ и ГДР компания не имела долгов. 
А к настоящему моменту, неcмотря на продолжающуюся государственную поддержку, долгосрочный долг DB достиг почти 20 млрд евро и продолжает расти. Оператор не зарабатывает достаточно для покрытия инвестиций, запланированных на ближайшие годы.

По словам президента BRH Кея Шеллера, правительство и DB не достигли основных целей железнодорожной реформы, начатой 25 лет назад. «Особенно по сравнению с автомобильными дорогами на железных почти нет трафика. В грузовом сообщении доля железнодорожных перевозок даже ниже, чем в 1990 году», – подчеркнул глава Счётной палаты.

В ведомстве считают, что власти во многом сами привели компанию к этому. «Как единственный владелец, федеральное правительство внесло значительный вклад в усложнение ситуации с железнодорожным транспортом и DB собственными решениями и упущениями», – отмечают в BRH.

«Непостижимо, почему даже спустя 10 лет после отмены IPO (первичного публичного предложения – размещения акций предприятия на бирже. – Ред.) Deutsche Bahn федеральное правительство не имеет представления о том, какая железная дорога и в каком объёме ему требуется», – заметил Кей Шеллер.

По данным Счётной палаты, разрешённая федеральным правительством политика международной экспансии Deutsche Bahn позволила «дочкам» концерна работать приблизительно в 140 странах. При этом 73% дочерних предприятий DB Group находятся за границей – 513 из 700 компаний, а за пределами Германии группа производит более 43% своих продаж (на 18,6 млрд евро из 42,7 млрд евро).

«Deutsche Bahn ещё не использовал полученную на международном рынке прибыль для финансирования железных дорог в Германии, но реинвестировал её в развитие за рубежом. В то же время экономические риски глобального бизнеса DB могут нанести ущерб немецким железным дорогам или правительству», – считают в BRH.

Федеральная счётная палата предлагает правительству продать часть дочерних компаний, включая крупнейшие – Arriva и Schenker. В BRH считают, что это привлечёт несколько миллиардов евро, которые DB сможет использовать для инвестирования. 

Ведомство также предложило правительству изучить различные модели структурной организации DB, включая полностью независимое управление поездами и инфраструктурой. Кроме того, Счётная палата рассчитывает, что правительство определит цели DB и разработает национальную интермодальную стратегию.
«Следует ответить на вопрос, какую из двух целей – ориентацию на прибыль или обязательства в сфере общественных услуг – должен в первую очередь преследовать государственный железнодорожный оператор в будущем», – заключили в BRH.

Как ранее сообщал «Гудок», в 2016 году DB отменил запланированную частичную приватизацию посредством IPO логистической компании DB Schenker Logistics и международного оператора пассажирских перевозок DB Arriva, базирующегося в Великобритании. Ожидаемая прибыль от сделок оценивалась в 4 млрд евро.

Правительство Германии предоставило холдингу 2,4 млрд евро дополнительного финансирования и сократило объём дивидендов с 500 млн до 350 млн евро в период с 2017 по 2020 год. Изменения корпоративной структуры объединили материнскую компанию Deutsche Bahn AG и группу предприятий DB Mobility Logistics AG, организующую грузовые и пассажирские перевозки. В неё входят компании Schenker и Arriva.

Ожидалось, что с 2016 по 2020 год общий объём инвестиций группы DB составит около 55 млрд евро, 90% из которых будут направлены на потребности железных дорог внутри страны. Около 20 млрд евро из общего объёма инвестиций должны финансироваться из собственных источников концерна.

В августе 2016 года немецкое правительство приняло федеральный транспортный план развития инфраструктуры до 2030 года (BVWP 2030). На железнодорожные проекты и обслуживание существующей сети в его рамках направят 112,3 млрд евро. Одним из пяти ключевых аспектов BVWP 2030 стал приоритет обслуживания и ремонта перед модернизацией и строительством – 69% всех средств пойдёт на содержание существующей инфраструктуры, что существенно больше доли аналогичной статьи расходов предыдущего плана, составлявшей 56% от общего объёма финансирования.
Кирилл Сотников

Cегодня в СМИ

Первые лица