Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Александр Малахов: «Уберизация распространяется и на транспорт, и на другие сферы деятельности»

Пассажирские перевозки | Пятница | 21.07.2017 | 12:24
Эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов рассказал Gudok.ru об экономическом эффекте от внедрения цифровых технологий в общественном транспорте.  
Эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов рассказал Gudok.ru об экономическом эффекте от внедрения цифровых технологий в общественном транспорте.   | Пассажирские перевозки
пресс-служба Аналитического центра при Правительстве РФ
По технологиям оплаты проезда мы наблюдаем две интересные тенденции. Во-первых, переход к безналичной форме оплаты происходит не только на транспорте, но вообще повсеместно. Сами проездные документы переходят в электронный вид. На железной дороге и в авиации уже давно можно купить электронные билеты, пройти саморегистрацию и распечатать посадочные. Аналогичная тенденция все активнее развивается и на пассажирском транспорте общего пользования – в автобусах, электротранспорте, метро. Безналичная оплата превращается из технологической «фишки» в насущную потребность пассажиров.

Во-вторых, происходит технический переход реализации оплаты от специализированных аппаратных устройств к программному обеспечению, которое работает на унифицированной аппаратной базе. Проще говоря, происходит взаимодействие при помощи мобильных приложений. И здесь самый яркий пример – это такси-агрегаторы, где происходит трансформация не только во взаимодействии с пассажирами, но внутренних процессов таксопарков.

Возникает новый термин «уберизация», который распространяется и на транспорт, и на другие сферы деятельности.
При этом в сфере общественного транспорта существует явный запрос на экономически более эффективные технологии. Валидатор, турникет, специализированная транспортная карта, автомат пополнения, специализированный терминал кондуктора, которые сейчас используются, являются не самым дешевым удовольствием как на этапе запуска, так и в эксплуатации. 

В реалиях России эти затраты должно взять на себя либо государство, либо перевозчики, что тормозит внедрение данных технологий. При этом переход на софт, то есть та самая уберизация, приводит к существенному сокращению затрат на создание и эксплуатацию систем оплаты проезда и делает данные решения более привлекательными. Конкретный экономический эффект тут более очевиден, к тому же его проще оценить.

Можно говорить о том, что общество готово к дальнейшему распространению безналичной оплаты проезда, однако эта готовность сейчас сдерживается стоимостью существующих решений. Сейчас в нашей стране, в том числе при участии Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, запускается пилотный проект по оплате на основе описанных принципов уберизации, и мы можем прогнозировать, что в ближайшее время этот барьер будет преодолен.

Николай Логинов

Cегодня в СМИ

Первые лица