Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Клиентов можно привлечь скоростью и гибкими тарифами

Пассажирские перевозки | Четверг | 08.06.2017 | 23:02
Пассажиров, следующих в западном направлении, интересует время в пути, а в страны СНГ – стоимость поездки
Пассажиров, следующих в западном направлении, интересует время в пути, а в страны СНГ – стоимость поездки | Пассажирские перевозки
Вячеслав Стрекозов / АО ФПК
«Российские железные дороги» зафиксировали прекращение спада пассажирских перевозок в международном сообщении. По отдельным направлениям даже начался рост. Для увеличения пассажиропотока нужна финансовая поддержка со стороны национальных администраций, а также ускорение и изменение маршрутов ряда поездов.

В 2017 году рынок железнодорожных пассажирских перевозок в сообщении России со странами дальнего зарубежья, СНГ и Балтии стабилизировался после четырёхлетнего падения, рассказал «Гудку» на форуме «Стратегическое партнёрство 1520» начальник Департамента управления бизнес-блоком ОАО «РЖД» «Пассажирские перевозки» Максим Шнейдер.

Напомним, сокращение числа пассажиров нарастало год от года. Если в 2013-м оно уменьшилось на 4%, то в 2014 году уже на 44%, а в 2015-м – на 33%. Основной причиной стало изменение взаимоотношений между Россией и Украиной. Трафик с этой страной сократился с 57% от общего числа пассажиров международных поездов в 2010 году до 31% в 2015-м. Тем не менее, украинское направление остаётся на втором месте после белорусского, доля которого составляет 32%.

Одна из стран, в сообщении с которой падают перевозки, – Казахстан. «К сожалению, у нас сейчас тенденция к сокращению международного пассажирского сообщения, в том числе с Россией», – рассказал «Гудку» председатель правления – президент АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев.

По его мнению, чтобы переломить этот тренд, нужно оптимизировать тарифы и пересмотреть пункты состыковки маршрутов. «Не нужно гонять все поезда до Москвы», – считает он.

В целом за первый квартал 2017 года в страны СНГ перевезено 1,4 млн человек. Это на 3,5% меньше уровня первых трёх месяцев 2016 года, однако в поездах, следующих в дальнее зарубежье, рост числа пассажиров составил 16,5%. Максим Шнейдер в целом охарактеризовал ситуацию как «стабилизация с колебаниями в границах 4%».
В свою очередь генеральный директор АО «Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») Петр Иванов связал колебания с изменениями курса рубля и макроэкономической ситуацией.

Как отметил Максим Шнейдер, ключевой вопрос для международных перевозок - это отрицательная экономика для железнодорожных администраций. На пассажиропоток в международных перевозках больше всего влияет стоимость билета. Повышение цены отпугнет часть пассажиров, поэтому перевозчики сокращают свои издержки. Один из способов уменьшения затрат - оптимизация маршрутов. В 2016 году у ФПК было 123 международных маршрута, в 2017 году осталось 112.

Чтобы дать импульс росту пассажиропотока, железнодорожные компании стран пространства 1520 могли бы оказывать большую финансовую поддержку международным перевозкам, которые имеют важное социально-экономическое значение. «Если экономика находится в сложном периоде, то через финансовый механизм мы сможем создать конкурентное предложение для пассажиров, привлечь его и снизить нагрузку на бюджет», - пояснил Максим Шнайдер. Эту меру он считает самой главной для решения задачи роста трафика. По его словам, руководители ОАО «РЖД» на встречах с коллегами постоянно обсуждают этот вопрос, но его нужно поднимать на межправительственный уровень. Что касается взаимодействия ФПК с регулятором, то Петр Иванов заверил, что «с правительством у компании есть полное взаимопонимание».

Тарифы на международные поезда внутри СНГ привязаны к курсу швейцарского франка, что в последние годы привело к их росту на фоне ослабления национальных валют. В связи с этим, по мнению эксперта Аналитического центра при Правительстве РФ Алексея Сафронова, логичным было бы считать международный тариф в национальных валютах как сумму внутренних тарифов между пунктами отправления/назначения и границей. «Но для этого требуются новые договоренности между всеми странами», - уточнил он.

Политическая и экономическая ситуация, в том числе курс валют и уровень доходов граждан, влияют на пассажиропоток, но эти вопросы находятся вне компетенции перевозчиков, резюмировал в комментарии «Гудку» Алексей Сафронов. «Поэтому говоря о том, как повысить объемы международных пассажирских железнодорожных перевозок, надо четко понимать, что решить многие проблемы ФПК бессильно», - сказал он.

Несмотря на сложную ситуацию, Федеральная пассажирская компания имеет положительный финансовый баланс на международных направлениях и поэтому не повышает цены. «Например, с Латвией мы держим цены 2015 года и мы видим прирост на 12% за первый квартал нынешнего года, с Финляндией прирост еще больше - 26%», - рассказал Максим Шнайдер. Однако ряд маршрутов убыточны для ФПК. Когда поезд въезжает в Россию, компания платит за локомотивную тягу и за пользование инфраструктурой пути, но при этом она получает только билетную часть, выручка за плацкат остается у отправляющей стороны, пояснил экономическую схему начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки».

По мнению председателя Союза пассажиров России, директора по экономической политике Фонда «Центр стратегических разработок» Кирилла Янкова, для роста пассажиропотока желательно восстановить направления, которые прежде пользовались популярностью, например, маршруты в Восточную Европу. Также он считает, что будут востребованными скоростные поезда из Санкт-Петербурга в Таллинн и из Калининграда в Варшаву и Берлин. Эти маршруты, считает Янков, были бы также популярны, как поезда ОАО «РЖД» «Аллегро», которые курсируют между Санкт-Петербургом и Хельсинки. Сообщение между Россией и Финляндией занимает более 70% от всего объема перевозок со странами дальнего зарубежья (641 тыс. пассажиров в 2016 году). Повышению привлекательности «Аллегро» способствовали гибкие тарифы, сокращение времени в пути следования, назначение сдвоенных поездов в дни повышенного спроса на перевозку.

По мнению заместителя председателя комитета Организации сотрудничества железных дорог Виктора Жукова, сократить время в пути также целесообразно и на маршрутах из Москвы в Берлин, Варшаву, Минск и Париж.

«Пассажиров интересуют скорость и цена поездки, но всех по-разному», - считает Алексей Сафронов. По его мнению, необходимо сегментировать направления перевозок, и на тех направлениях, где пассажиры более платежеспособны (сообщение с Западной Европой и Китаем), сосредотачивать усилия на сокращении времени в пути и повышении качества сервиса, а в сообщении со странами СНГ проводить более гибкую тарифную политику.

Вопрос ускорения некоторых поездов на действующих маршрутах стоит в повестке, подтвердил Максим Шнайдер. При этом часть ночных поездов ускорять не нужно, чтобы сохранить удобное расписание. В целом АО «ФПК», по его словам, уделяет особое внимание международным маршрутам: поезда формируются из новых вагонов, регулярно повышается квалификация обслуживающих бригад. «Наша задача - привлечь пассажира комфортом и теплым к нему отношением», - сказал он.

Как отметил Петр Иванов, Федеральная пассажирская компания ежедневно работает над улучшением расписания, сервисов и совершенствованием тарифной системы. «Чем больше новых требований нам будут предъявлять клиенты, тем больше мы их будем удовлетворять», - сказал он.

Николай Логинов

Cегодня в СМИ

Первые лица