Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Депутаты Госдумы намерены облегчить посадку инвалидов в поезда

Пассажирские перевозки | Четверг | 13.04.2017 | 20:51
Перевозчик и владелец инфраструктуры поделят ответственность за комфорт пассажиров-инвалидов
Перевозчик и владелец инфраструктуры поделят ответственность за комфорт пассажиров-инвалидов | Пассажирские перевозки
shutterstock.com/ТАСС
Государственная Дума во втором чтении одобрила поправки в Устав железнодорожного транспорта, обязывающие обеспечивать посадку и высадку маломобильных пассажиров как владельца инфраструктуры, так и перевозчика.

Сейчас по закону за это отвечает только владелец инфраструктуры, то есть ОАО «РЖД». Депутаты хотят возложить большую часть ответственности на перевозчика. По замыслу авторов законопроекта, это повысит доступность железнодорожного транспорта для маломобильных граждан.

Особенно это актуально для пассажиров электричек. Пригородные маршруты, как считают инициаторы поправок во главе с председателем Всероссийского общества инвалидов Михаилом Терентьевым, «не дружелюбны» к маломобильным пассажирам. Они без посторонней помощи не могут ни заехать в электропоезд, ни выехать из него из-за разной высоты пола тамбура вагона и платформы.

«Более чем на 8 тыс. остановочных пунктов нет персонала владельца инфраструктуры. Как правило, продажу билетов, контроль и охрану осуществляют работники перевозчика и в результате регламентированную законодательством услугу по посадке и высадке инвалидов никто не оказывает», – отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Впрочем, сами перевозчики считают, что масштаб проблемы несколько преувеличен. Среди пассажиров электричек не так много маломобильных граждан, а нуждающимся и сейчас при посадке-высадке стараются помочь представители пригородной компании. «Наши работники взаимодействуют в этом вопросе с сотрудниками охранного предприятия, действующего в пригородном поезде. Это связано с тем, что разъездными билетными кассирами работают в основном женщины и им сложно оказать необходимую помощь человеку с ограниченными возможностями», – рассказали «Гудку» в ОАО «Северо-Кавказская пригородная пассажирская компания».

Сейчас оказание помощи инвалидам регулируется внутренним документом компании – регламентом взаимодействия Центра содействия мобильности ОАО «РЖД» с участниками перевозочного процесса. В нём тоже прописана ответственность перевозчика – как раз в части организации посадки и высадки пассажира из вагона. Согласно регламенту, работники вокзала отвечают за доставку маломобильного пассажира на платформу до места остановки вагона и при необходимости предоставляют нужное вспомогательное оборудование. Однако этот пункт не всегда удаётся выполнить по объективным причинам: отсутствие персонала либо техсредств.

Если законопроект будет принят, все препятствия необходимо будет устранить – закон обяжет во всех без исключения случаях оказывать помощь пассажирам-инвалидам. В тексте законопроекта сказано, что если вагон не оборудован подъёмным механизмом и на вокзале нет подъёмной платформы, тогда посадку пассажира в вагон должен организовать перевозчик, а владелец инфраструктуры обязан «оказать содействие».

По словам генерального директора Самарской ППК Олега Петрихина, чтобы закон действительно заработал, потребуется модернизация пригородной инфраструктуры: обустройство платформ и остановочных пунктов, пешеходных переходов, тоннелей и мостов через пути специальными приспособлениями для маломобильных граждан. Также понадобится установить специальные подъёмники для посадки и высадки пассажиров. «На нашей инфраструктуре практически все платформы низкие, – говорит Олег Петрихин. – Поэтому потребуется оснащение поездов специальными техсредствами для посадки и высадки маломобильных граждан. Проблема заключается в том, что пригородные поезда ходят по расписанию, и время стоянок составляет от 30 секунд до одной минуты». Чтобы не задерживать отправку поездов, необходимо разработать автоматизированную информационную систему для получения предварительных сведений о посадке и высадке инвалидов на ближайших станциях.

Между тем, в планах РЖД создание на вокзалах постоянно действующих служб помощи маломобильным пассажирам.

Игнат Вьюгин

Cегодня в СМИ

Первые лица