Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ЦППК инвестирует 85,5 млн рублей в исследование пассажиропотока

Пассажирские перевозки | Вторник | 28.02.2017 | 15:50
Оператор пригородных перевозок выяснит, как занятость населения, стоимость аренды жилья и строительство транспортной инфраструктуры влияют на поведение пассажиров
Оператор пригородных перевозок выяснит, как занятость населения, стоимость аренды жилья и строительство транспортной инфраструктуры влияют на поведение пассажиров | Пассажирские перевозки
Павел Смертин/ТАСС
ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» по результатам конкурса выбрала Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) для анализа и прогнозирования пассажиропотока на протяжении трех лет.

Как отмечается в материалах конкурса, опубликованных на сайте госзакупок, ИПЕМ «выполнит обязательства по разработке, апробации, внедрению, поддержке применения и развитию методологии анализа и модели прогнозирования изменения пассажиропотока и пассажирооборота» ОАО «ЦППК».

На основании данных с 5 станций — Бутово, Выхино, Одинцово, Москва-Ярославская и Тушино — специалистам ИПЕМ предстоит проанализировать не менее 50 млн проходов пассажиров, определить типы прохода, типы используемых билетов и наличие льгот. На основе этих данных эксперты института определят факторы выбора транспорта и их степень влияния. Оператор пригородных перевозок в свою очередь сможет прогнозировать трафик пассажиров и оперативно регулировать расписание электричек.

Работы должны быть выполнены в 13 этапов. Первые два — уже к апрелю 2017 года. Продолжительность каждого из последующих этапов составит 3 месяца. Общий срок выполнения работ — до 31 января 2020 года. Начальная цена контракта составляла 94,96 млн руб. ИПЕМ выполнит работы за 85,46 млн руб.

В задачи первого этапа входит сегментация существующего пассажиропотока пригородного железнодорожного сообщения по целям поездки и детальный анализ данных о проходах через турникеты нескольких маршрутов с интенсивным пассажиропотоком в 2015 и 2016 годы.

Эксперты ИПЕМ смогут определить критерии выделения отдельных групп пассажиров по целям поездки и по выбору типа билета. Предварительный перечень сегментов уже существует: это трудовые мигранты – то есть жители Московской области, которые регулярно приезжают в столицу или в другой город Подмосковья на работу. Эта категория в свою очередь подразделяется на работающих по обычному графику и работающих по сменному графику. Еще одна категория – пассажиры, совершающие досуговые поездки: дачники, школьники и студенты. Специалисты ИПЕМ должны будут определить размеры каждого из сегментов, его доли в общем пассажиропотоке ОАО «ЦППК» и динамику изменения доли этих сегментов.

Техническое задание предполагает, что результаты исследования позволят спрогнозировать доходы ЦППК по декабрь 2019 года. ИПЕМ в свою очередь предоставит предложения, направленные на повышение пассажирооборота и доходов компании, в том числе рекомендации по стимулированию спроса и мотивации пассажиров к выбору пригородного железнодорожного сообщения.

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук пояснил «Гудку», что работа института подразумевает использование максимально детальной информации. «Ранее с такими массивами данных консультанты не работали и не обрабатывали. Обработка детальной информации позволяет повысить точность моделирования пассажирских перевозок, их детализацию по времени и географии, а также точность прогнозирования», — подчеркнул он.

Ключевым пунктом для оператора перевозок является рейтинг факторов, влияющих на приоритеты пассажиров. Среди этих факторов могут быть развитие альтернативных видов транспорта; изменения системы тарификации поездок, совершаемых по разовым билетам и абонементам разных типов; влияние ремонта платформ на решение пассажиров воспользоваться другим видом транспорта; отмена беспересадочного движения на некоторых маршрутах или изменения расписания движения поездов, количество отмен и задержек; влияние изменения макроэкономической ситуации в регионе, изменение уровня безработицы, реальных располагаемых доходов населения, стоимости покупки и аренды жилья.

Стоит отметить, что за последние три года объем перевозок пассажиров поездами ЦППК снижается. В 2014 году электричками ОАО «ЦППК» воспользовались 596 млн человек, это на 1,7% выше результата 2013 года. В 2015 году компания перевезла 587,8 млн пассажиров. В 2016 году пассажиропоток ОАО «Центральная ППК» составил более 540 млн пассажиров.

Как пояснил Gudok.ru эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев, масштаб исследования, которое проведет ИПЕМ в интересах ЦППК действительно можно считать беспрецедентным, что, «впрочем, соответствует масштабу деятельности перевозчика в таком крупнейшем мегаполисе, каким является московский регион». Среди остальных участников рынка пригородных перевозок ОАО «Центральная ППК» действительно чувствует себя достаточно уверенно в финансовом плане. «Хотя отчетность за 2016 год пока не опубликована, по данным за прошлые отчетные периоды выручка компании превышает 30 млрд рублей, чистая прибыль составляет около 2,5 млрд рублей, и, судя по динамике пассажирских перевозок, в истекшем году результаты будут, как минимум, не хуже. Инвестиции в исследование пассажиропотока, таким образом, укладываются в 3,5% годовой чистой прибыли, а с учетом того, что исследования будет распределено на 3 года, то в 1,2%, что можно считать вполне обоснованным», - подчеркнул эксперт. 

Алексей Калачев отметил, что в результате исследования будут получены не только значимые статистические результаты, которые помогут более рациональной организации пассажиропотока, снижению издержек компании, развитию перспективных направлений и совершенствованию качества и состава транспортных и сопутствующих услуг. «Главным продуктом должны стать разработка и внедрение методологии анализа и модели прогнозирования изменения пассажиропотока и пассажирооборота. В этом случае полученную модель можно будет масштабировать на всех транспортных направлениях московского транспортного узла, а также тиражировать и адаптировать для исследования данных и совершенствования деятельности других пригородных компаний в разных регионах страны, пусть в меньших объемах, но зато гораздо дешевле», - полагает эксперт АО «ФИНАМ».

Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук подчеркнул, что для большинства пригородных компаний «в фокусе» внимания стоит задача «выживаемости». Для выстраивания стратегии перевозчикам необходимо заключение долгосрочных договоров с регионами на обслуживание пассажиров. В качестве примера эксперт привел сотрудничество Центральной пригородной пассажирской компании с правительствами Москвы и Московской области, результатом которого стал долгосрочный контракт на транспортное обслуживание на 15 лет. Это позволило перевозчику выстраивать бизнес-стратегию, включая определение пассажиропотоков, на долгосрочную перспективу.

«В других регионах России пригородные перевозчики также готовы заниматься долгосрочным прогнозированием пассажиропотоков. Однако первоначально необходимо уходить от практики заключения договоров на полгода или год и переходить на долгосрочные договоры с определением требований к качеству, объему и стоимости перевозок и источникам финансирования таких перевозок. Возможно, заключать договоры целесообразно через конкурсные процедуры, где для этого созданы условия. Только долгосрочные договоры позволят вывести пригородный железнодорожный транспорт на тот уровень, которого ожидает от него пассажир», - убежден заместитель генерального директора ИПЕМ.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой обратил внимание, что, с одной стороны, данные могут использоваться для того, чтобы попытаться оптимизировать тарифную политику, частотность движения, распределение движения поездов в течение суток, что может повлиять на увеличение выручки компании. И с другой стороны, получение разнообразных данных, связанных с социологией, позволяет пригородной пассажирской компании вести диалог о взаимоотношениях с регионами, на полигоне которых осуществляется перевозка. Дело в том, что в зависимости от этих данных можно понять — какие бюджетные и социально-экономические эффекты возникают в результате деятельности пригородной компании и, соответственно, что от этого получает или теряет регион, что в свою очередь должно помогать вести диалог между регионом и пригородной компанией».
Анна Булаева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица