Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Правительство продлило действие тарифной льготы для операторов электричек на 15 лет

Пассажирские перевозки | Вторник | 26.07.2016 | 20:18
Впервые пригородные пассажирские компании получили долгосрочные гарантии федеральной господдержки
Впервые пригородные пассажирские компании получили долгосрочные гарантии федеральной господдержки | Пассажирские перевозки
Павел Смертин/ТАСС
Правительство России продлило до 31 декабря 2030 года действие льготы для операторов пригородного железнодорожного сообщения по оплате услуг инфраструктуры ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), соответствующее постановление, подписанное премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 21 июля, опубликовано в понедельник на официальном сайте правительства. Этим же постановлением кабинет министров закрепил обязанность федерального бюджета в полном объеме компенсировать недополученные ОАО «РЖД» в связи с введением этой льготы доходы.

«Принятое решение будет способствовать повышению эффективности пригородного пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности пригородных пассажирских компаний, позволит обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты», - отмечается в сопроводительной справке к принятому правительственному постановлению.

Для железнодорожных перевозчиков пассажиров в пригороде это означает, что существовавшая с 2011 года скидка в размере 99% к базовой ставке тарифа за проезд пассажирских пригородных поездов по путям общего пользования утверждена на долгосрочный 15-летний период, тогда как ранее эта льгота рассматривалась правительством заново каждый год, проходя сложные согласования с министерствами ведомствами финансового блока.

Закрепление этой льготы для пригородных пассажирских компаний (ППК) и обязательств по выплате ОАО «РЖД» соответствующих компенсаций из федерального бюджета на долгосрочный период, по мнению экспертов и самих ППК, существенно укрепит финансовое состояние перевозчиков и избавит региональные бюджеты от дополнительных расходов. «Принятые меры позволят обеспечить доступность для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку на региональные бюджеты», - отмечает гендиректор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян, добавляя, то решение также способствуют обеспечению безубыточности работы пригородных пассажирских компаний в долгосрочной перспективе.

Подписанное постановление имеет значение и для пассажиров пригородных поездов: на ближайшие 15 лет будет существенно снижен риск прекращения железнодорожного сообщения по некоторым маршрутам. Попытка правительства в начале 2015 года частично отменить предоставление инфраструктурной льготы, когда федеральный бюджет предоставил перевозчикам субсидию лишь на 75% от базовой ставки тарифа, обернулась отменой почти 300 пригородных поездов и бурным недовольством граждан. После прямого вмешательства в ситуацию Президента РФ Владимира Путина все отмененные поезда были восстановлены, а правительство в течение месяца вернуло прежний размер льготы на уровень 1% к базовой ставке.

В течение 2015 года Минтранс, региональные власти, пригородные перевозчики и ОАО «РЖД» разработали дополнительный комплекс мер господдержки отрасли, включающий обнуление налога на добавленную стоимость для ППК, а также обязательство регионов заключить сетевые контракты на обслуживание населения пригородным транспортом. Эти три меры в комплексе с инфраструктурной льготой позволили к концу прошлого года «впервые за всю историю» добиться результата «близкого к безубыточности», рассказывал осенью прошлого года президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров, докладывая премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву о ситуации в пригородном комплексе.

Выступая на парламентских слушаниях в Госдуме в ноябре прошлого года, глава ОАО «РЖД» предлагал депутатам закрепить льготу по НДС на бессрочный период, поясняя, что «для обновления подвижного состава необходимо рассчитывать финансовые модели со сроками окупаемости в 10–15 лет». Однако принятый в июне этого года закон устанавливает налоговые льготы лишь на двухлетний период - до 31 декабря 2017 года.

Комментируя газете «Гудок» нынешнее решение правительства, руководитель центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД» Алексей Белянкин подчеркнул, что оно «позволяет перевозчикам, субъектам федерации и ОАО «РЖД» осуществлять долгосрочное планирование» своей деятельности.  «Это один из тех последовательных шагов, которые правительство делает в части поддержки пригородного комплекса», - подчеркнул он.

Гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян указывает, что 15-летняя тарифная льгота «позволит пригородным пассажирским компаниям вырабатывать долгосрочную стратегию, планировать свою инвестиционную деятельность, вести конструктивный диалог с банками и лизинговыми компаниями, в том числе по вопросам приобретения подвижного состава».

Его слова подтверждают участники рынка, которые уже несколько лет говорят о необходимости закрепления федеральных льгот в пригородном комплексе на длительный срок, что позволит кредитным организациям с большей уверенностью финансировать их программы развития, включая закупки дорогостоящего подвижного состава. Крупнейшая в России Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) уже заключила долгосрочные 15-летние соглашения с властями Москвы, Подмосковья и Рязанской области о транспортном обслуживании пассажиров, что вместе с остальным комплексом федеральных льгот позволило существенно увеличить инвестпрограмму, в том числе по закупке поездов. В 2016 году компания планирует получить 23 новых состава с завода, что более чем вдвое превышает прошлогодний объем закупок, уточнили Gudok.ru в компании.

Нынешнее решение по закреплению 99%-ной скидки к инфраструктурному тарифу на 15 лет, «наряду с нулевой ставкой НДС и долгосрочными контактами на перевозку пассажиров служат фундаментом для реализации долгосрочной программы развития, создают предпосылки для инвестиций в модернизацию инфраструктуры и обновление парка подвижного состава», констатировал исполнительный директор ЦППК Максим Дьяконов. «В конечном счете, все это позволит постоянно улучшать качество услуг для пассажиров пригородного железнодорожного транспорта», - считает он.

Решение о долгосрочной господдержке пригородного комплекса выводит Россию на современный принцип финансирования пассажирских железнодорожных перевозок, который позволяет активно развивать скоростное сообщение в Европе, отмечает гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян. В Германии, по его данным, ежегодный объем господдержки железнодорожных перевозок достигает €5,7 млрд, а темпы индексации закреплены законодательно также на 15-летнюю перспективу.

В России пригородный железнодорожный комплекс ежегодно перевозит более 900 млн пассажиров, около 65% из которых приходится на Москву и Московскую область. В целом в России сообщение осуществляется между 5 тыс. станций, при этом для многих населенных пунктов альтернативы железнодорожному транспорту не существует, напомнил Юрий Саакян.

В 2015 году в федеральном бюджете на компенсацию потерь в доходах ОАО «РЖД» от госрегулирования инфраструктурного тарифа для ППК было выделено 33,7 млрд рублей, в 2016 году финансирование на эти цели увеличится до 37,1 млрд руб.

Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица