Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

IATA прогнозирует прибыль авиакомпаний по итогам 2016 года в $39,4 млрд

Пассажирские перевозки | Понедельник | 06.06.2016 | 12:27
Новый прогноз на $3,1 млрд превышает первоначальные расчеты Международной ассоциации воздушного транспорта
Новый прогноз на $3,1 млрд превышает первоначальные расчеты Международной ассоциации воздушного транспорта | Пассажирские перевозки
shutterstock.com
Если в 2015 году авиакомпании заработали $35,3 млрд, что в 1,6 раз больше, чем в 2014году, то в 2016 году совокупные прибыли участников рынка установят новый рекорд - $39,4 млрд чистой прибыли - рост $4,1 млрд к 2015 году. Об этом сообщил на собрании Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Дублине генеральный директор организации Тони Тайлер.

Таким образом, IATA существенно улучшила финансовый прогноз мировой авиации на 2016 год, несмотря на ухудшение экономических условий и на замедление ежемесячных темпов роста отрасли.

Месяц назад эксперты IATA впервые осторожно намекали на возможное окончание «золотой эпохи» в пассажирских воздушных перевозках: мартовское годовое увеличение количества пассажирокилометров на 5,6% показалась рынку довольно слабым на фоне зафиксированного в феврале роста перевозок в 8,6% и 7,2% в январе. «Пока рано судить, знаменует ли это конец последних очень сильных результатов», - комментировал тогда мартовскую статистику глава IATA.

К выступлению на главном ежегодном собрании IATA Тони Тайлер подобрал более уверенный тон - ему предстояло сообщить о значительном улучшении прогноза финансовых показателей авиаперевозчиков, который фактически откладывает как минимум на год конец «золотой эпохи».

Согласно уточненному прогнозу IATA, совокупная чистая прибыль перевозчиков, по итогам года, составит $39,4 млрд, что на $3,1 млрд больше, чем предполагал первоначальный прогноз ассоциации, сделанный в декабре прошлого года. Более половины прибыли отрасли - $22,9 млрд - получат перевозчики Северной Америки. А африканские перевозчики, согласно прогнозам, продолжат генерировать убыток - $0,5 млрд. Европейские авиакомпании, как ожидается, получат прибыль в размере 7,5 млрд долларов в 2016 году ($7,4 млрд в 2015 году), авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона - $7,8 млрд в 2016 году ($7,2 млрд в 2015 году). Рынок Ближнего Востока обеспечит прибыль в размере 1,6 млрд долларов ($1,4 млрд в 2015 году), перевозчики из Латинской Америки - $100 млн (против убытка $1,5 млрд в 2015 году).

"Авиационная индустрия начинает приносить прибыль, что можно было ожидать от любого нормального бизнеса", - сказал Тайлер. В целом он охарактеризовал настроение в отрасли как оптимистичное, так как авиакомпании даже с учетом "сильного встречного экономического ветра" демонстрируют хорошие результаты. Эксперты, согласно отчета IATA, ориентировались на слабые экономические условия в 2016 году, но учли, что потребительские расходы, вероятней всего, сохранятся на относительно высоком уровне.

Также прогноз исходит из того, что цена на нефть в среднем в течение года будет на уровне $45 за баррель марки Brent. Это значительно ниже средней цены в 2015 году - $ 53,9. При этом в 2016 году расходы на топливо авиакомпаний в среднем составят 19,7% от всех расходов отрасли, что выглядит особенно впечатляюще по сравнению с максимумами в 33,1% в 2012-2013 годах. По сравнению с 2015 годом, удельные затраты на топливо сократится на 7,7%.
В то же время Тони Тайлер предупредил, что индустрия приближается "к пику положительного стимула" от низких цен на топливо.

Успех отрасли, как считают в IATA, подкрепляют, главным образом, не конъюктурные факторы, а "напряженная работа" менеджмента авиакомпаний. В ассоциации перечисляют положительные факторы: коэффициент загрузки находится на рекордно высоком уровне, растут вспомогательные доходы, для потребителей расширяются возможности выбора, что одновременно стимулирует здоровую конкуренцию. В итоге, по мнению Тони Тайлера, инвесторы, наконец, начинают получать отдачу, которую заслуживают.

При этом большинство обнадеживающих факторов в прогнозе IATA на 2016 год содержат сдерживающие излишний оптимизм оговорки. Так, эксперты предполагают, что во второй раз в истории и второй год подряд доходность капитала авиакомпаний (9,8%), превысит его стоимость (6,8%). Но Тайлер отмечает, что показатели отдачи капитала находится на минимальном уровне ожидания инвесторов. "Чистая прибыль в $39,4 млрд - это большая сумма. Но ее делят между собой сотни авиакомпаний по всему миру. Они, получая $709 млрд выручки, переводят ее в прибыль с маржой в 5,6%", - уточнил Тони Тайлер. То есть, впечатляющих результатов авиакомпании добиваются в непростых условиях.

Среднеотраслевая рентабельность в 5,6% в пересчете на пассажиров означает, что в среднем авиакомпании получают за перевозку каждого из них в одну сторону по $10,42, подсчитали в IATA. "В Дублине этого достаточно, чтобы купить четыре двойных эспрессо в Starbucks", - отметил глава IATA. Правда, эффективность Starbucks, по его словам, выше, чем у авиакомпаний: около $11 с каждой сотни. "Мы не завидуем рентабельности Starbucks. Но у авиакомпаний явно все еще есть потенциал для увеличения прибылей", - объяснил Тайлер.

Он обратил внимание, что перевозчики получают прибыль уже седьмой год подряд и пятый год подряд повышают рентабельность. Но, несмотря на это, говорить, по мнению Тайлера, о полном оздоровлении отрасли рано: для восстановления баланса между долгами, которые накопили перевозчики, и их активами необходим более долгий период извлечения прибылей.
В IATA уверены, что в 2016 году можно надежно рассчитывать на рост пассажирского спроса в 6,2%, (то есть, на замедление относительно роста в 7,4%, зафиксированного в 2015 году). Емкости, как ожидается, вырастут на уровне 6,8% - то есть, незначительно опережая спрос. Коэффициент загрузки, по прогнозам, останется на высоком уровне - 80%, но несколько потеряет по сравнению с 2015 годом, когда он составил 80,4%.

Количество пассажиров, как ожидается, достигнет 3,8 млрд, а число уникальных пар городов в мировой сети авиаперевозок достигнет 18 243. Авиакомпании увеличат штат - в 2016 году в индустрии, по подсчетам IATA, будет работать 2,61 млн, то есть количество рабочих мест увеличится на 2,8%. Производительность каждого сотрудника при этом должна возрасти на 3,4%, спрогнозировали в ассоциации. В 2016 году отрасль заплатит, как предполагается, до $ 118 млрд налогов - на 5,5% больше, чем в 2015 году.
Но больше всего от повышения производительности отрасли выиграют потребители. В 2016 году средняя стоимость авиабилетов, по прогнозам IATA составит $ 366.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица