Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

«В 2018 году говорить о транспортной карте в том виде, как сейчас существуют «Стрелка» и «Тройка», уже не придется»

Пассажирские перевозки | Среда | 01.06.2016 | 19:08
Как создавались «Тройка» и «Стрелка», что будет с транспортными картами в 2018 году, как их можно будет пополнять и что ими можно будет оплачивать, об этом на конференции «Пути сообщения 2016» рассказал Технический директор ООО «Единая транспортная карта» Дмитрий Пьянковский.
Как создавались «Тройка» и «Стрелка», что будет с транспортными картами в 2018 году, как их можно будет пополнять и что ими можно будет оплачивать, об этом на конференции «Пути сообщения 2016» рассказал Технический директор ООО «Единая транспортная карта» Дмитрий Пьянковский. | Пассажирские перевозки
Пресс-служба ООО "ЕТК"
Проект «Стрелка» был запущен в феврале 2015 года. Чем он отличается от проекта создания «Тройки»? В Москве реализована доступная и обширная инфраструктура: станции метрополитена и киоски Мосгортранса.
Запуская проект в Московской области, необходимо было решить принципиально более сложную задачу - как за 2 месяца с момента подписания договора подготовить 5 тысяч автобусов, создать каналы распространения и пополнения карт «Стрелка».
Но Московская область – это не Москва. В Московской области проживает более 7 млн жителей, площадь сопоставима с площадью Чехии, больше 20 тыс. остановок, каждую из которых сложно обеспечить пунктом продажи и пополнения карт.
Вместе с тем, необходимо было обеспечить решение задач, обозначенных Правительством Московской области, а именно: повышение  привлекательности общественного транспорта Подмосковья, создание прозрачной системы денежных потоков, обеспечить сбор данных для  формирования эффективной политики за счёт анализа «больших данных»: подробно изучить пассажиропотоки, построить матрицу корреспонденций трафика и оптимизировать тарифы. Правительство Московской области планировало таким образом повысить собираемость налогов за счет открытой системы денежных потоков пассажирских перевозок
Также мы должны были решить проблему, которая была свойственна карте «Тройка», при ее запуске в Москве: почему карта «Тройка» является не электронно-денежным средством, а билетом. Эту проблему мы решили благодаря организации взаиморасчётов через ООО НКО «УЭК» (ООО Небанковская кредитная организация «Универсальная электронная карта»).
Что получилось? Впервые в Московской области мы получили удобное единое средство платежа. Его можно пополнить в любое время, в любом месте.
Мы выпустили несколько карт разного дизайна для разных категорий граждан, реализовали простое тарифное меню: один тариф, с автоматическим дисконтированием стоимости - чем больше ездите, тем большую скидку предоставляет перевозчик на вашу поездку. А по некоторым картам, например для школьников, предоставляется скидка в размере 99% при совершении более 36 поездок.

С первого дня опытной эксплуатации мы предложили пассажирам мобильные приложения и сайт с личным кабинетом, к которому можно привязать транспортную карту «Стрелка» и платёжную банковскую карту, пополнять карту «Стрелка», получать актуальную информацию о маршрутах и управлять дополнительными услугами. В личном кабинете можно подключать услуги сторонних поставщиков.

В настоящее время в проекте участвует более 200 перевозчиков - это все легальные перевозчики Московской области. Пользователями карты «Стрелка» стали более 1,2 млн человек. В мобильном приложении и на сайте более 700 тыс. зарегистрированных пользователей. С ними мы можем в случае необходимости связаться.

Итак, проект «Стрелка» - это первая в России онлайновая система на общественном транспорте. Не нужно записывать данные на карту. Эта система очень похожа  на сервис банковских карт. Счет находится в процессинге. Личный кабинет позволяет пользователю управлять услугами, картами и средствами платежа. Реализовано простейшее тарифное меню. Не нужно разбираться какой тариф вам больше подходит, не нужно решать нужен ли вам абонемент, каков его срок действия, есть ли ограничения абонемента по количеству поездок. Чем больше ездишь - тем больше скидку ты получаешь.
Реализовав этот проект, мы подготовились к тому, чтобы использовать нашу инфраструктуру для участия в смежных проектах. Например, мы планируем реализовать сервис, который позволит различным программам лояльности использовать карту «Стрелка» как средство идентификации.

Как вообще развивались билетные системы? Мне посчастливилось участвовать в двух крупнейших проектах Москвы и Московской области - по картам «Тройка» и «Стрелка». Кстати, 2 июня появится  новая карта. Она будет объединяться в себе оба транспортных приложения. Это маленький шаг к объединению двух систем.

В 2007 году появились первые транспортные карты в Москве. Они были простые и без  собственного бренда. У карты была утилитарная функция московского метрополитена. Это было не что иное как денежный суррогат. На карту записывались только билеты. Транспортные карты до сих пор остаются денежным суррогатом. Их суть - билет. Тарифное меню тех лет было очень обширное. Никаких каналов покупки билетов кроме кассы метрополитена и «Мосгортранса» не было.

В 2013 году нам пришлось решить более сложную задачу - создать некий бренд (умная карта Тройка), сделать единообразной транспортную услугу. Сроки были сжаты, поэтому мы использовали готовую инфраструктуру - карта осталась билетом, а меню стало проще. Началась работа по созданию агентской сети пополнения карт «Тройка». Также в 2013 году мы проводили первые пилоты по оплате банковскими картами в автоматах и через турникеты И это направление работы в настоящее время продолжает развиваться.

В 2015 году произошли существенные изменения. Менеджеры проекта «Стрелка» использовали опыт Москвы и Санкт-Петербурга и учли позицию Центрального банка России. Карта стала онлайновой, а пластиковый носитель содержит средства управления рисками как для банковских карт, но не содержит баланс.
Билет появляется только в тот момент, когда пассажир прикладывает карту к турникету или валидатору. Тариф был преобразован в единый.
Появились дистанционные каналы пополнения поставщика услуги: мобильное приложение,Web, смс.
Мы планируем стать первым проектом по массовому использованию банковских карт для оплаты проезда на наземном общественном транспорте -  на всех 5 тыс. автобусах «Мострансавто», на которых будет установлено стационарное оборудование.

Какой будет система оплаты проезда в будущем?

Возможно уже в 2018 это будет уже платежная система. Скорее всего она будет онлайновая. Она будет функционировать в соответствии с федеральным законом  N161 («О национальной платежной системе», - прим. ред.) и на постановлении правительства РФ N112 «О пассажирских перевозках» («Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». - прим. ред.). Это будет прямая конверсия денег в билеты, а не деньги-ЭДС-билеты. Тариф будет один или будет автоматический расчет стоимости поездки. Будет множество эмитентов карт.
Предполагаю, что говорить о транспортной карте в том виде, как сейчас существуют «Стрелка» и «Тройка», уже не придется. Мы будем использовать функционал, необходимый для транспортных компаний, на обычных платёжных картах и не будем носить отдельные пластиковые карты для транспорта.
Мобильные приложения,  WEB, чат-боты (в том числе SMS) - это наше ожидание того, как человек будет общаться с сервисом. Оплата банковской картой будет широко доступна на общественном транспорте. Ожидается использование не только предоплаты, но и постоплаты на транспорте. Финансовые организации смогут предложить микрокредитование в этой сфере.

Относительно использования технологий - произойдет уход от Mifare (торговая марка семейства бесконтактных смарт-карт) к открытым стандартам в виде EMV (Europay + MasterCard + VISA, стандарт для операций по банковским картам с чипом), HCE (Host card emulation, технология, позволяющая эмулировать NFC-карты на мобильных устройствах, используя программное обеспечение) и к онлайновым платежам. Вместо USIM и встроенных элементов безопасности ожидается широкое распространение технологии таких инициатив как Open Secure Element.

Транспортные компании в нашем лице и те, кто за нами следует, выучат слова «экваринг» (приём к оплате карт) и «рекуррентные платежи» (автоплатежи) для того, чтобы пополнять транспортные карты. И, возможно, самое интересное ребиллинг – это постоплатная система оплаты проезда с возможностью перерасчета стоимости услуг перевозчиков.

Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица