Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

«Сапсан» обогнал авиацию по пассажиропотоку

Пассажирские перевозки | Понедельник | 16.05.2016 | 21:16
На направлении Москва - Санкт-Петербург высокоскоростные поезда впервые перевезли больше пассажиров, чем самолеты
На направлении Москва - Санкт-Петербург высокоскоростные поезда впервые перевезли больше пассажиров, чем самолеты  | Пассажирские перевозки
Игорь Кубединов/ТАСС
По предварительной оценке Дирекции скоростного сообщения ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) на рынке перевозок пассажиров между Санкт-Петербургом и Москвой зафиксировано устойчивое превышение объемов перевозок поездами «Сапсан» пассажиропотока авиакомпаний на этом направлении. «По предварительной оценке доли рынка на направлении Санкт-Петербург – Москва в марте текущего года доля поездов «Сапсан» составляет 39% (плюс 9 процентных пункта к рыночной доле марта 2015 года), авиаперевозчиков – 32% (минус 2 процентных пункта)», - сообщили Gudok.ru в дирекции. Остальные 29% составляют поезда дальнего следования, курсирующие на этом направлении, среди которых поезда Федеральной пассажирской компании, а так же частных перевозчиков «Гранд Сервис Экспресс» и «Тверской Экспресс». 

Причинами такой динамики на рынке перевозок в компании считают «рост банка мест и существенное увеличение размеров движения поездов «Сапсан», а также привлекательные условия поездки». 

Рост объемов перевозок обусловлен увеличением количества составов «Сапсанов» на данном направлении. По данным дирекции, в период с января по июнь 2015 года между столицами курсировало в среднем 8 пар высокоскоростных поездов, еще часть «Сапсанов» ходило из Москвы в направлении Нижнего Новгорода, но теперь их заменили другие скоростные поезда - «Стрижи», созданные на базе вагонов испанской фирмы Talgo. На сегодняшний день графиком движения по маршруту Москва – Санкт-Петербург предусмотрено курсирование 11 пар высокоскоростных поездов «Сапсан» в день, из них три пары поездов – сдвоенными составами по 20 вагонов.

Всего за первые четыре месяца 2016 года скоростными поездами «Сапсан» сообщением Москва – Петербург было перевезено 1,3 млн пассажиров, что на 34,9 % больше, чем за аналогичный период 2015 года.  

Как сообщили в пресс-службе ОАО «РЖД», в период майских праздников с 29 апреля по 9 мая 2016 года высокоскоростными поездами «Сапсан» перевезено более 143,9 тыс. пассажиров, что на 22% больше аналогичного периода прошлого года. Спрос на поездки был интенсивен весь период майских праздников, а максимальный спрос отмечен 29 апреля, когда было перевезено около 16,2 тыс. пассажиров. 30 апреля компания перевезла около 15,4 тыс. пассажиров, 3 мая - более 14,6 тыс., 9 мая - почти 14 тыс. пассажиров. Всего на майских праздниках высокоскоростные поезда «Сапсан» совершили 285 рейса: к 241 регулярным дополнительно было назначено еще 44 дополнительных. 

По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, Москва - Санкт-Петербург – единственное направление, где сегодня авиаперевозчики и железнодорожный транспорт ведут напряженную конкурентную борьбу за пассажира. При этом на других направлениях, где затраты времени и денег на перевозку могут быть примерно сопоставимыми, такой конкуренции, по его мнению, не наблюдается. «Пассажиропоток между другими парами городов не так высок, как между Санкт-Петербургом и Москвой. Это направление с исторически особой ролью во внутреннем сообщении», - отметил эксперт.

«Из-за конкуренции с железной дорогой некоторое время назад даже оказывалось, что самолетом вдруг становится лететь в Санкт-Петербург дешевле, чем ехать поездом», -  говорит эксперт.

При этом он считает, что дополнительной пассажиропоток железная дорога привлекла за счет удовлетворения спроса пассажиров на поездки в Питер на полдня. «Запуск дополнительных частот «Сапсана» и новые емкости на этом направлении дали возможность совершать еще более короткие поездки между парами городов – укладываться даже не в течение дня, а прилететь например утром, а уже днем уехать на поезде», - отметил Синицкий.

Как рассказали корреспонденту Gudok.ru в Дирекции скоростного движения ОАО «РЖД», еще одной причиной повышенного спроса скоростных поездов является гибкая тарифная политика компании. Сегодня в формировании стоимости проезда учитываются такие факторы, как глубина продажи, населенность поезда, день недели и популярность конкретного поезда «Сапсан». Так, при заблаговременном оформлении и нулевой населенности поезда билеты в экономический класс можно приобрести по «промо-тарифу» за 999 рублей. Также в прошлом году в 2,5 раза вырос пассажиропоток групповых перевозок. В Дирекции скоростного движения полагают, что этот результат был достигнут по итогам информационных семинаров с туристическими компаниями и благодаря развитию практики общения с корпоративными клиентами посредством персональных менеджеров. В итоге были сформированы выгодные для бизнеса условия сотрудничества, а для этого сегмента рынка пассажироперевозок был установлен прозрачный фиксированный тариф.

С 28 мая 2016 года между Москвой и Санкт-Петербургом будет ходить уже 12 поездов «Сапсан» - к существующим 11 прибавится еще один, что также должно увеличить пассажиропоток на этом направлении. В планах ОАО «РЖД» в 2016 году запустить тактовое движение скоростных поездов, однако, по словам президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова, это будет сопряжено с необходимостью строительства дополнительных путепроводов через железнодорожные пути. В настоящий момент разработана идея вести это строительство совместно с федеральным центром и регионами.

В первую очередь вопросы о запуске «Сапсанов» в тактовом режиме возникли у жителей Колпинского района города Санкт-Петербурга – район фактически поделен на две части железнодорожными путями и частые закрытия переездов вызывали заторы на дорогах. Как рассказали корреспонденту Gudok.ru в пресс-службе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры правительства Санкт-Петербурга, в настоящий момент эта проблема была частично решена за счет сокращения на несколько минут времени закрытия железнодорожных переездов. При этом ведется работа по строительству дополнительных путепроводов, которые снизят нагрузку на переезды через железную дорогу в одном уровне.

«В 2015 году завершен основной комплекс строительно-монтажных работ по строительству автомобильной дороги от пересечения с Софийской улицей до перспективного путепровода через железнодорожные пути протяженностью 3 км на 4 полосы движения. В настоящее время ведутся работы по строительству путепровода над железнодорожными путями и автомобильной дороги от путепровода до дороги на депо «Металлострой». Завершить полный комплекс работ планируется в 2018 году», - рассказали корреспонденту Gudok.ru в КРТИ правительства Санкт-Петербурга. В комитете отметили, что работы по обустройству путепроводов ведутся и в других районах города, они будут завершены по графику в 2016-ом, 2017 и 2018-ом годах. 

Александр Фролов, Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица