Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Московские аэропорты потеряли четверть международных пассажиров

Пассажирские перевозки | Пятница | 29.04.2016 | 20:47
По итогам первого квартала 2016 года Домодедово и Шереметьево уже справились с сокращением трафика, но общие темпы падения пассажиропотока в нарастают
По итогам первого квартала 2016 года Домодедово и Шереметьево уже справились с сокращением трафика, но общие темпы падения пассажиропотока в нарастают | Пассажирские перевозки
Марина Лысцева/ТАСС
Два из трех московских аэропортов по итогам I квартала 2016 года продемонстрировали рост пассажиропотока по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом свидетельствуют уточненные данные о трафике аэропортов МАУ, которые опубликовала Росавиация.

Падение трафика в аэропорту Домодедово остановилось, по данным Росавиации, за 3 месяца этого года, общий пассажиропоток в аэропорту даже прибавил 0,2% до 5,73 млн пассажиров.
Пассажиропоток Шереметьево, по итогам квартала, увеличился на 9,1%, что сопоставимо с ростом пассажиропотока в 13,9% у флагманского перевозчика аэропорта авиакомпании «Аэрофлот – российские авиалинии».

Наибольшие потери трафика зафиксированы во Внуково, который был базовым хабом авиакомпании Трансаэро, – 25,5% по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года - до 2,23 млн человек. В итоге Внуково уступил лидерство в тройке крупнейших аэропортов страны петербургскому Пулково, который, потеряв за год в квартальном исчислении 6,3% пассажиров, смог перевезти на 80 тысяч пассажиров больше.

Тем не менее, глобальных позитивных изменений в МАУ не зафиксировано.
Международный пассажиропоток аэропортов Московского авиационного узла продолжает сокращаться. С начала кризиса, то есть по сравнению с 2014 годом, Шереметьево, Домодедово и Внуково потеряли четверть международного трафика - более двух миллионов пассажиров международных рейсов в квартальном выражении и 766 тыс. пассажиров в месячном исчислении.

Одновременно с этим в аэропортах МАУ стало больше внутренних пассажиров. Причем нынешнее количество пассажиров на внутренних линиях почти сравнялось с количеством пассажиров международных линий двухлетней давности. Так, в московских аэропортах на международных направлениях было зарегистрировано в первом квартале 2014 года 8,47 млн пассажиров, на внутренних по итогам первого квартала этого года - 8,41 млн.

Однако рост потока путешествующих по России оказался слабее сокращения пассажиропотока на международных линиях. С начала кризиса поток внутренних пассажиров, прошедших через аэропорты МАУ, увеличился на одну пятую часть, пассажиров международных линий стало меньше на четверть. Это также следует из мониторинга Росавиации: пока внутренний пассажиропоток вырос за два года на 21,25 % в квартальном выражении и на 18,53% в месячном, международный трафик потерял 24,7% в квартальном исчислении и 25,69% в месячном.

При этом в аэропортах не скрывают, что "международный пассажир" приносит больше доходов, чем внутренний.

Самое неприятное для аэропортов Москвы, что в первом квартале 2016 года рост внутреннего пассажиропотока замедлился (на два процентных пункта в квартальном выражении и на 3,4% в месячном выражении), а сокращение международного трафика ускорилось (на 2,1 процентных пункта в квартальном и на два процентных пункта в месячном выражении).

Таким образом, за последний отчетный период потери международного трафика составили 14,3% до 6,38 млн человек с начала года по отношению к I кварталу 2015 года и 14,8% до 2,2 млн пассажиров в марте в сравнении с мартом прошлого года. Рост пассажиропотока за эти же сроки на внутренние линии составил 11,7% с начала года до 8,5 млн пассажиров и 9,1% за март до 3 млн пассажиров.

В итоге общий пассажиропоток столичных аэропортов с начала этого года по сравнению с первым кварталом прошлого сократился на 1,2% до 14,86 млн пассажиров. Сокращение перевозок от месяца к месяцу заметнее – за март три аэропорта столицы потеряли 2,5% пассажиров.

На фоне проблем аэропортов МАУ определенный оптимизм у экспертов и участников рынка появляется относительно ближайшего будущего авиаперевозок. Как писал Gudok.ru, авиакомпании активно участвуют в распределении частот в Италию. Эксперты прогнозируют 20% рост туристического потока в этом направлении.

Кроме того, после ухода «Трансаэро» и иностранных перевозчиков по крайней мере часть доходов пассажиропотока этих компаний начинают распределять между собой другие авиакомпании. Впрочем, число пассажиров, переставших летать, сопоставимо с количеством пассажиров «Трансаэро». Так, по данным Росавиации, на долю 35 крупнейших перевозчиков этого года, которые перевезли 99% пассажиров, в первом квартале прошлого года приходилось всего 84,5% перевозок.

Впрочем, есть и экономические причины ожидать на рынке авиаперевозок если не прекращения падения показателей, то, по крайней мере, снижения темпов этого падения.

«Международный пассажиропоток достаточно хорошо коррелирует с курсом национальной валюты. Правда, в обратную сторону. При подорожании нефти и росте курса рубля, спрос на международные линии будет расти. Причем динамика курса валют и рост перевозок волшебным образом совпадают, просто разнонаправлены», - объясняет исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Он указывает, что по сравнению с динамикой прошлых лет произошла стабилизация курса валюты, и прогноза радикального ухудшения по международным перевозкам нет. «Если до конца текущего года при прочих равных условиях откроется египетское направление, то совокупная динамика в этом случае даже улучшится», - прогнозирует эксперт.
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица