Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ОАО "РЖД" предложит новые билетные сервисы, используемые в гражданской авиации

Пассажирские перевозки | Вторник | 12.04.2016 | 22:56
Рентабельность железнодорожных перевозок планируется повысить, в частности, за счет введения безвозвратных билетов
Рентабельность железнодорожных перевозок планируется повысить, в частности, за счет введения безвозвратных билетов | Пассажирские перевозки
Максим Каширин/Gudok.ru
Вслед за механизмом динамического ценообразования в сегменте пассажирских перевозок АО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК, 100% принадлежат ОАО "Российские железные дороги", РЖД) уже в ближайший летний сезон может внедрить продажу невозвратных билетов. Оба инструмента уже давно используются авиакомпаниями и подтвердили эффективность на высококонкурентном рынке гражданской авиации. Использование общих экономических моделей в организации пассажирских перевозок становится ключевым трендом, который, с одной стороны, повышает рентабельность перевозчиков, с другой - повышает мобильность населения, считают эксперты.

О гармонизации конкуренции между разными видами транспорта заявил президент "Российских железных дорог" Олег Белозеров в ходе итогового расширенного заседания коллегии Минтранса. «Мы не сдвинемся дальше, если различные виды транспорта будут далеки друг от друга. Мы считаем, что должна быть определенная конкуренция между видами транспорта, но в целом все виды транспорта должны друг друга взаимодополнять. Мы готовы участвовать в дополнении транспортного баланса и выработке новых инновационных решений».

«Мы должны совместно определять пути развития, и конкуренция за пассажира должна быть, но она должна быть разумной», - согласился с ним генеральный директор «Аэрофлота» Савельев.

Заместитель министра транспорта Сергей Аристов заявил, что процесс внесения изменений в статью 83 федерального закона "Устав железнодорожного транспорта", предусматривающих условия продажи невозвратных билетах на поезда, требует безусловного завершения. Выступая на итоговой расширенной коллегии Минтранса, он попросил поддержки комитета по транспорту Государственной думы и напомнил, что аналогичные изменения внесены в Воздушный кодекс и оказали положительное влияние на отрасль пассажирских авиаперевозок.

«Точно такая же ситуация предложена нами и в сфере железнодорожного транспорта. Мы тоже полагаем, что это даст дополнительное поступление средств для тех или иных видов перевозок», - сказал Аристов.

Законопроект «О внесении изменений в статью 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"», предусматривающий изменение правил продажи железнодорожных билетов, принят Госдумой в первом чтении и включен в примерную повестку заседаний парламента на июнь 2016 года.

Суть предлагаемых правительством изменений сводится к тому, чтобы наделить ФПК правом продавать пассажирам не подлежащие возврату билеты на поезда дальнего следования. Сейчас Устав железнодорожного транспорта предусматривает, что при возврате билета не позднее, чем за восемь часов до отправления поезда, покупатель может вернуть всю стоимость проезда (стоимость билета и стоимость плацкарты). При отказе от билета менее чем за восемь часов, но не позднее, чем за два часа до отправления, пассажир может получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты, а при возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда - получить обратно только стоимость билета без стоимости плацкарты.

Новые правила предполагают сохранить в продаже существующий тип билетов, но также продавать практически не подлежащие возврату проездные документы. Вернуть их можно будет только при форс-мажорных обстоятельствах, например, из-за болезни или несчастного случая, или при задержке поезда.

По замыслу авторов законопроекта, внедрение нового типа билетов позволит снизить среднюю стоимость железнодорожных билетов в дальнем сообщении. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что существующая сейчас система «вынуждает перевозчика учитывать риск убытков от возврата проездного документа при определении его цены, что увеличивает стоимость перевозки для всех пассажиров». Документ объясняет, что потенциальные убытки из-за возврата билетов перевозчик вынужден включать в тариф.
Общий процент возврата находится в пределах 7,5%, такой вывод сделан исходя из статистики за 2011-2012 годы, говорится в пояснительных документах к законопроекту. При этом сбор за возврат, который удерживает часть стоимости билета с пассажира, если он отказывается от него меньше чем за восемь часов, не компенсирует потери перевозчика: общие выплаты пассажирам за возращенные билеты многократно превышают сумму удержаний.

В итоге появление в продаже невозвратных билетов должно привести к снижению финансовых рисков перевозчика, что «позволит увеличить количество предлагаемых к продаже мест по более дешевым тарифам». Таким образом, планируется, что тарифная сетка с экономичными тарифами позволит по «существенно сниженной цене» пользоваться услугами железнодорожного транспорта как пассажирам с высокой, так и с низкой платежеспособностью, и приведет к увеличению пассажирооборота.

Документация к законопроекту разъясняет, что устанавливать стоимость невозвратного тарифа перевозчик будет в зависимости от «порога ценовой чувствительности» пассажира - то есть, от изменения существующего спроса на конкретном направлении в конкретный момент времени. Для измерения порога ценовой чувствительности пассажира перевозчик сможет использовать внедряемую на отдельных маршрутах систему динамического ценообразования.

Министерство транспорта обращает внимание на то, что применение невозвратных тарифов в воздушном транспорте способствовало получению «определенных преференций», а эксперты отмечают, что в условиях роста конкуренции между видами транспорта решение РЖД перенимать экономические и маркетинговые модели конкурента логично.

PR-директор популярного сервиса по поиску авиабилетов Aviasales Янис Дзенис, оценивая возможность появления невозвратных билетов на поезда, подтверждает высокий спрос на безвозвратные тарифы в авиации и о снижении цен на авиаперевозки, которое произошло в результате их внедрения. «Когда, например, S7 запускал свой дисконтный класс, падение среднего чека по России составляло 20-25%», - пояснил Дзенис. Он замечает, что примерно 90% кликов пассажиров, выбирающих билеты на сайтах билетных агентств, приходятся на самые дешевые билеты, которые, как правило, невозвратные. «При этом введение невозвратных, безбагажных тарифов без еды, которые почти не предполагают бонусных миль, существенно снизило стоимость перелетов по России», - отмечает эксперт.

По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, с одной стороны, невозвратный тариф – это «плата пассажира за риск», а с другой стороны, - это плата за удобство. «Фиксированный тариф невыгоден всем - и пассажиру, и перевозчику, - говорит Синицкий. - Главное, что железная дорога переняла у авиации – это система управления доходами, которая на железной дороге называется динамическим ценообразованием. Железная дорога начала принимать эти методы гибкого регулирования, которые эффективно работают в высококонкурентной среде - в авиации. Это, безусловно, позитивно».
Константин Пукемов, Наталия Дементьева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица