Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*
Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Снятие ответственности с полиции за авиационную безопасность повысит уязвимость аэропортов

Пассажирские перевозки | Среда | 06.04.2016 | 20:25
Ведущие эксперты авиаотрасли предупреждают о последствиях возложения невыполнимых обязанностей на участников рынка
Ведущие эксперты авиаотрасли предупреждают о последствиях возложения невыполнимых обязанностей на участников рынка  | Пассажирские перевозки
Артем Коротаев / ТАСС
Руководители отраслевых СМИ в сфере гражданской авиации предупредили о возможном росте уязвимости транспортных объектов. Олег Пантелеев, представляющий агентство "АвиаПорт", Роман Гусаров (сайт AVIA.RU) и Алексей Синицкий (журнал "Авиатранспортное обозрение") опубликовали открытое обращение «по вопросу обеспечения транспортной безопасности в аэропортах» и предупредили о рисках изменения авиационного законодательства.

Как сообщал Gudok.ru, накануне министерство транспорта подготовило поправки в Воздушный кодекс РФ, согласно которым тотальный досмотр всех входящих в терминалы аэропорта станет обязательным.  Эксперты предупредили, что речь может идти об изъятии из Воздушного кодекса статей, определяющих участие транспортной полиции в обеспечении авиационной безопасности.
По мнению авторов публикации, предложенные поправки, с одной стороны, перекладывают ответственность с правоохранительных органов на участников отрасли, с другой стороны, увеличивают уязвимость транспортных объектов.

Риски террористических ударов в сложившихся условиях повышены до предела, считают эксперты, указывая на то, что Россия обладает высоким авторитетом и успешным опытом в вопросах, связанных с обеспечением авиационной безопасности. В заслуги Российской Федерации ставится своевременная реакция на появление новых угроз, связанных с применением жидких взрывчатых веществ, взрывных устройств, укрытых в обуви и т п.

Эксперты также провели анализ действий законодательной и исполнительной власти и сделали вывод, что государство принимало «успешные, проактивные меры, позволившие выставлять надёжный заслон на пути злоумышленников». Но, с другой стороны, «не редкими были и прецеденты, когда непоследовательность и медлительность в принятии решений позволяли террористам действовать на упреждение, наносить чувствительные удары».
По мнению Олега Пантелеева, Алексея Синицкого и Романа Гусарова, инициатива устранить правоохранительные органы от обеспечения безопасности в аэропортах "очевидно может оказаться в числе таких прецедентов".

Авторы обращают внимание, что правовая основа для обеспечения безопасности заложена Постановлением Правительства РФ "О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства" в 1994 году. Документ определяет, что государство осуществляет проведение мероприятий по защите гражданской авиации от терактов, а отрасль обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности.

В контексте возможного снятия ответственности за безопасность пассажиров с правоохранительных органов и возложения ее на менеджмент транспортной инфраструктуры авторы рассматривают и действия Следственного комитета, который прекратил расследование в отношении представителей силовых ведомств, отвечавших за безопасность в аэропорту "Домодедово" в 2011 году, однако возбудивший уголовное дело в отношении менеджмента аэропорта в связи с терактом в феврале 2011 года.

«Попытки правоохранительных органов самоустраниться от выполнения обязанностей по обеспечению безопасности граждан, вне зависимости от того, где возникает угроза: на транспорте, в общественном месте или в частном жилище, на наш взгляд, недопустимы», - говорится в тексте обращения, опубликованном на сайте "АвиаПорт.Ru".

Опасность ситуации, по мнению экспертов отрасли, усиливается тем, что сегодня нормы и правила безопасности сформулированы не в полной мере, «недостаточно регламентированы процедуры по авиационной и транспортной безопасности». Из-за того, что правовые основы обеспечения безопасности в области гражданской авиации часто пересматривались и при этом применялись взаимоисключающие подходы, сформировалась среда правовой неопределённости, которая косвенно способствовала повышению уязвимости авиатранспорта.

Принятие поправок в Воздушный кодекс грозит повышением уязвимости аэропортов. «В очередной раз повышенной ответственностью наделяются те, кто не имеет ни достаточного опыта, ни достаточных полномочий», - оценивают поправки в Воздушный кодекс Гусаров, Синицкий и Пантелеев. Они обращают внимание, что противодействие террористическим актам выходит далеко за рамки естественных компетенций операторов транспортной инфраструктуры и перевозчиков.
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица