Пассажирские перевозки / 05.02.16 23:01

2015 год был лучшим для мировой авиации за последние пять лет

Цены на авиаперелеты заметно снижаются благодаря дешевому топливу и число пассажиров по всему миру выросло на рекордные 6,5% за год

Цены на авиаперелеты заметно снижаются благодаря дешевому топливу и число пассажиров по всему миру выросло на рекордные 6,5% за год 
 | Пассажирские перевозки
фото:nextshark.com

Пассажирооборот авиакомпаний во всем мире вырос на рекордные с 2010 года 6,5%, при этом билеты стали дешевле на 5%, сообщает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) в докладе об итогах 2015 года.

По данным отчета IATA, рост трафика в 2015 году зафиксирован во всех рынках. Совокупные провозные емкости в 2015 году у авиакомпаний увеличились на 5,6%. При этом эффективность использования самолетов в среднем за год стала выше. Коэффициент загрузки салонов вырос на 0,6 процентных пункта, достигнув рекордного годового максимума в 80,3%.

На международных линиях совокупный пассажиропоток увеличился на 6,5%. Емкостей стало больше на 5,9%, а коэффициент их загрузки увеличился на 0,5 процентных пункта до 79,7%. Для оценки международного пассажиропотока IATA группирует перевозчиков по принадлежности к крупным регионам: Европе, Африке, Северной Америке, странам Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америке и Ближнему Востоку.

Одну треть в этом сегменте перевозок от общего годового прироста трафика обеспечил Азиатско-Тихоокеанский регион, трафик в котором увеличился на 8,2% по сравнению с 2014 годом. "Спрос стимулировало увеличение числа стыковок в аэропортах в региона на 7,3%", - отмечают эксперты ассоциации.

Существенный скачок пассажиропотока зафиксирован на Ближнем Востоке - 10,5%. В результате доля международных перевозок, приходящихся на ближневосточные авиакомпании, достигла 14,2%.

Международный трафик европейских перевозчиков увеличился в 2015 году на 5%. Емкостей стало больше на 3,8%, а коэффициент загрузки увеличился на один процентный пункт до 82,6%, оказавшись самым высоким среди всех регионов.
Этот рост IATA объясняет увеличением потребительских расходов в еврозоне и умеренным увеличением частоты полетов. В докладе обращают внимание на то, что к концу года рост пассажиропотока замедлился из-за проблем Lufthansa и остановки с октября полетов российской авиакомпании "Трансаэро". Например, в октябре пассажирооборот у европейских перевозчиков увеличился на 7,1%, в ноябре темпы роста замедлилось: рост пассажирооборота составил 5,9%.

У североамериканских авиакомпаний пассажиропоток по итогам 2015 года увеличился на 3,2%, сохранив прошлогодний темп. Трафик у южноамериканских авиакомпаний увеличился на 9,3% в 2015 году. Самый медленный годовой рост международного трафика был у африканских авиакомпаний - 3%, но показатель значительно улучшился по сравнению с годовым ростом на 0,9% в 2014 году.

Пассажиропоток в пределах одного государства в 2015 году в среднем вырос на 6,3% по всему миру. Внутренние линии оказываются наиболее важным для ряда стран и регионов. Это важнейший сектор для США и Латинской Америки. При этом в Европе и на Африканском континенте на внутренние перелеты приходится около 10% перевозок.

Вместительность лайнеров на внутренних линиях увеличилась на 5,2%, коэффициент загрузки составил 81,5%, поднявшись на 0,9 процентных пункта по сравнению 2014 годом. Рост внутренних перелетов показали все регионы. При этом на показатель оказали наибольшее, правда, разнонаправленное влияние Китай, где рост трафика составил 8,2% и Бразилия, потерявшая за год 4,0% пассажиропотока.

В США внутренние перевозки увеличились на 4,9% - это рекорд с 2004 года. Кроме того, впервые с 2003 года рост внутреннего трафика в США оказался выше роста международного. В IATA объясняют рекорды твердым ростом американской экономики в течение года. Коэффициент загрузки самолетов на внутренних направлениях достиг рекордно высокого уровня для этого сегмента в 85,4%.

Экономические предпосылки для роста в прошлом году были слабее, чем в позапрошлом, сообщает IATA. Но спрос стимулировали дешевеющие авиабилеты - за год цены на перевозку пассажиров снизились в среднем на 5% во всем мире. "Очень высокие показатели прошлого года на фоне более слабой экономической ситуации подтверждают высокую потребность в авиационном сообщении, - говорит гендиректор IATA. - Но даже при росте спроса потребители выигрывали от более низких по сравнению с 2014 годом тарифов".

Снижение цен на авиабилеты связанно со снижением цен нефть и как следствие - на авиатопливо. Но, по мнению главного экономиста IATA Брайана Пирса, которое приводит The Wall Street Journal, основной эффект от нынешнего падения цен на авиабилеты наступит на рынке в 2017 году. "Многие европейские и азиатские перевозчики начали так рано фиксировать с помощью финансовых инструментов расходы на топливо, что они не будут видеть полную выгоду от еще более снизившихся цен на нефть в течение нескольких месяцев или дольше. Это означает, что выгода от сегодняшних низких ценах на нефть должна поступать в следующем году", - говорил Брайан Пирс накануне публикации отчетов IATA.

Кроме того, благодаря низким ценам на топливо, не только падают цены на билеты, но и растут доходы в сегменте авиаперевозок, а за ними и капитализация бизнеса. По итогам девяти месяцев прошлого года акции всех авиакомпаний подорожали за октябрь на 9%.

IATA подчеркивает, что гражданская авиация в прошлом году внесла ощутимый вклад в глобальную экономику. На этом фоне экспертов организации разочаровывает, "что некоторые правительства ошибочно считают, что значение налогов и сборов, которые можно извлечь из авиаперевозок, оказываются важнее выгод экономических и значения социальных связей". В докладе приводится в пример Италия, где резкое - на 33-38% - увеличение налога на вылет, по мнению экспертов IATA, ударит по конкурентоспособности страны, снизит число пассажиров более чем на 755 тыс человек в год и будет стоить потери 2300 рабочих мест.  "В то время, когда мировая экономика демонстрирует признаки ослабления, правительства стран должны искать способы стимулировать расходы, не препятствовать его развитию", - сообщается в докладе организации.

На рынке грузоперевозок, как сообщал Gudok.ru, по оценкам IATA, дела обстоят хуже: годовой доход грузовых авиакомпаний едва ли достигнет $51 млрд против $67 млрд в 2014 году.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →