Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Центральная пригородная пассажирская компания увеличила долю рынка в РФ до 63,4%

Пассажирские перевозки | Понедельник | 18.01.2016 | 11:24
Снижение пассажиропотока на 1,4% оказалось лучшим результатом по стране
Снижение пассажиропотока на 1,4% оказалось лучшим результатом по стране | Пассажирские перевозки
central-ppk.ru
В 2015 году крупнейший оператор железнодорожных пассажирских перевозок в пригородном сообщении – Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) - отправила 587,8 млн пассажиров, сообщила пресс-служба перевозчика.

В сравнении объемом перевозок 2014 года пассажиропоток ЦППК снизился на 1,4% или на 8,2 млн человек (год назад компания отчиталась о 596 млн перевезенных пассажиров).

Несмотря на отрицательную динамику пассажиропотока, результат ЦППК оказался значительно лучше, чем в пригородном комплексе остальной России, где падение было значительно сильнее. Согласно данным ОАО «Российские железные дороги», в 2015 году в пригородном сообщении было отправлено в общей сложности 926,5 млн пассажиров, что на 4,2% меньше, чем годом ранее.

Всего в России всего работают 26 пригородных пассажирских компаний (ППК), но свыше 60% перевозок обеспечивает Центральная ППК, оперирующая в 11 регионах страны. Таким образом, без учета пассажиропотока ЦППК, в остальной России пригородные перевозки пассажиров снизились на 8,9% к уровню прошлого года.

Исходя из статистических данных, доля ЦППК в сегменте железнодорожных пригородных пассажирских перевозок в РФ выросла с 61,6% в 2014 году до 63,4% в 2015 году.

Не все пригородные железнодорожные предприятия к настоящему моменту раскрыли итоги деятельности, но, например, на полигоне Октябрьской железной дороги (филиал ОАО «РЖД»), где работают Северо-Западная ППК и Московско-Тверская ППК, в пригородном комплексе перевезено 122 млн пассажиров, сообщила в январе пресс-служба Октябрьской железной дороги. Это на 4,8% меньше, чем годом ранее. Поскольку перевозки здесь снижаются почти теми же темпами, что и рынок в целом, совокупная доля этих двух перевозчиков в 2015 году сохранилась на прошлогоднем уровне - 13,2% от общего объема перевезенных пассажиров в пригороде.

Полигоны Московской и Октябрьской железных дорог объединяют в себе самые густонаселенные агломерации и имеют самую разветвленную железнодорожную сеть, где организованы пригородные пассажирские перевозки в России. На эти территории приходится почти 77% всего пассажиропотока электричек: в 2015 году перевезено почти 710 млн пассажиров, тогда как в остальной России – 216,7 млн. В целом, по этим двум федеральным округам, где оперируют три крупнейшие ППК, пригородный пассажиропоток упал всего на 2%, в остальных регионах страны совокупное падение оказалось значительно сильнее – 10,8% к прошлогоднему уровню (на этой территории расположены полигоны деятельности 23 пригородных железнодорожных перевозчиков).

Пассажиропоток в пригороде снижается второй год подряд (в 2014 году общее снижение составляло 0,2%, хотя в 2013 году наблюдался рост на 2,8% в годовом исчислении). За этот период вопрос обеспечения пригородных железнодорожных перевозок пассажиров стал одним из самых актуальных для Правительства РФ, поскольку снижение объемов происходит не столько из-за падения спроса на перевозки, сколько из-за сокращения объемов компенсаций со стороны региональных бюджетов пригородным пассажирским компаниям. Перевозчики, в свою очередь, вынуждены сокращать объемы движения по финансовым причинам, в силу убыточности регулируемых региональными властями тарифов.

Благодаря целому ряду организационных и налоговых решений, предпринятых Правительством начиная с 2014 года, к концу 2015-го пригородный комплекс практически достиг показателей, близких к безубыточности текущей деятельности, об этом заявил президент ОАО «РЖД» Олег Белозеров на встрече с премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым в октябре 2015 года.
 
Для сохранения этой ситуации в будущем необходимо продлить ряд льгот, в том числе по уплате налога на добавленную стоимость и тарифа за использование федеральной инфраструктуры пригородными компаниями, зарезервировав на это средства в федеральном бюджете последующих лет. Об этих и других возможных мерах поддержки пригорода упоминалось в ноябре в Госдуме в ходе правительственного часа с участием профильных руководителей Правительства, Минтранса и ОАО «РЖД».

Впрочем, нерешенным остается вопрос об источниках инвестиций для обновления подвижного состава пригородного комплекса: парк электропоездов и дизель-поездов большинства российских перевозчиков серьезно устарел или изношен. Крупнейшим пригородным компаниям в 2015 году впервые удалось убедить региональные власти заключить долгосрочные контракты на транспортное обслуживание: Центральная ППК заключила 15-летний договор на перевозки с Москвой и Московской областью, Московско-Тверская ППК – с Московской областью, Северо-Западная ППК – с Администрацией Санкт-Петербурга. Такие договоры, как считает менеджмент этих перевозчиков, должны помочь им найти взаимопонимание с банками, которые обеспечат доступные кредиты под закупку новой техники в долгосрочный лизинг.
Александр Фролов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица