Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В Астрахани поднимают плату за проезд в автобусах вопреки официальным сообщениям о снижении тарифа

Пассажирские перевозки | Среда | 13.01.2016 | 17:34
При этом главный городской перевозчик в 2016 году впервые будет работать без бюджетных субсидий
При этом главный городской перевозчик в 2016 году впервые будет работать без бюджетных субсидий | Пассажирские перевозки
Антон Новодережкин/ТАСС
6 января 2016 года правительство Астраханской области и местное министерство промышленности, транспорта и природных ресурсов на своих официальных сайтах распространили пресс-релиз под заголовком: «Стоимость проезда в автобусах большой вместимости снизили до 17 рублей». В нем сообщается, что решение о снижении тарифа принято советом директоров принадлежащего областному правительству ОАО «АстраханьПассажирТранс» «в целях сохранения пассажиропотока». Других подробностей «снижения стоимости» в сообщении, перепечатанном многочисленными региональными и федеральными СМИ, приведено не было.

Между тем, как выяснил Gudok.ru, с начала 2016 года реальная стоимость проезда в автобусах «АстраханьПассажирТранса» - крупнейшего городского оператора автобусов средней и большой вместимости – выросла с 15 рублей до 17 рублей в сравнении с прошлым годом. Эту информацию Gudok.ru подтвердили и в областном правительстве, и в самом «АстраханьПассажирТрансе».

Особенности регионального регулирования тарифов

Противоречие отчасти объясняется спецификой законодательства об установлении тарифов в общественном транспорте в регионах РФ. В действительности полномочия астраханской администрации ограничиваются возможностью установления предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров общественным транспортом, тогда как реальная стоимость проезда устанавливается менеджментом самих перевозчиков.

Так, 23 декабря 2015 года областное правительство своим постановлением установило, что с 1 января 2016 года тарифы на регулярные перевозки пассажиров в автобусах средней и большой вместимости не должны превышать 19 рублей. В прошлом году администрация региона установила «верхнюю планку» тарифов для перевозок пассажиров в средних и больших автобусах на уровне 15 рублей. Таким образом, своими решениями она официально позволила перевозчикам повысить цены в 2016 году как минимум на 4 рубля. (Текст соответствующих постановлений размещен на официальном сайте службы по тарифам Астраханской области).

На протяжении 2015 года в автобусах «АстраханьПассажирТранса» билет стоил 15 рублей при наличном расчете (на максимально допустимом уровне тарифа, установленном администрацией) и 14 рублей при оплате с помощью электронных билетов. Но с 4 января 2016 года «АстраханьПассажирТранс» установил стоимость проезда в своих автобусах на уровне 17 рублей, что на 2 рубля меньше предельно допустимого тарифа, установленного областным правительством на 2016 год, но при этом на 2-3 рубля больше, чем в 2015 году (скидка за «безналичную» форму оплаты с 2016 года отменена).

Эти обстоятельства позволяют областным чиновникам и сейчас настаивать на том, что действия правительства привели именно к «снижению стоимости» проезда в городском общественном транспорте. Как пояснила Gudok.ru начальник отдела транспорта министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области Лариса Мустаева, снижение произошло с 19 рублей – это предельный максимальный уровень тарифа, установленный правительством области, до 17 рублей – такова нынешняя цена билета в автобусах «АстраханьПассажирТранса». «На заседании правительства перевозчикам было предложено разработать программу антикризисных мероприятий и возить по 17 рублей», - подчеркнула она.

Примечательно, что на сайте самого «АстраханьПассажирТранса» (контрольный пакет акций принадлежит Астраханской области) в пресс-релизе о соответствующем заседании совета директоров компании тема изменения тарифа не упомянута. В нем лишь говорится, что заседание было посвящено вопросу деятельности предприятия в условиях сложной экономической ситуации и прекращения возмещения выпадающих доходов из областного бюджета.

В областном министерстве установление цены за проезд в автобусах на уровне 17 рублей объясняют необходимостью привлечения пассажиропотока. Средним и большим автобусам трудно будет конкурировать с «маршрутками», если проезд в них будет дороже, говорит Мустаева.
Как свидетельствуют утвержденные правительством Астраханской области постановления, предельный максимальный уровень тарифа для перевозок пассажиров в микроавтобусах с 2016 года так же установлен на уровне 17 рублей. Однако с этого года правительство увеличило предельный уровень тарифа для маршрутных такси на 1 рубль с 16 рублей в 2015 году.

Лариса Мустаева добавляет, что пассажирам удобнее ездить в больших автобусах, поэтому областное правительство будет всячески поддерживать этот вид общественного транспорта в городе. При этом по данным сайта облправительства, в 2015 году владельцам маршруток установили «предельный» тариф на уровне 16 рублей (увеличение на 1 рубль по сравнению с 2014 годом), тогда как сами перевозчики настаивали на тарифе в 21 рубль.

“Предприятия взяли на себя расходы, их задача – привлечь пассажиров”, - резюмирует решения правительства Лариса Мустаева.

Рентабельность за свой счет

Впрочем, выравнивание цен с микроавтобусами вряд ли может позволить обеспечить доходность «АстраханьПассажирТрансу». В прошлом году цены на проезд в автобусах предприятия и так были на 1 рубль ниже, чем у «маршруток», но выручка не обеспечивала рентабельности перевозок без государственных субсидий. В конце 2014 года эксперты областной службы по тарифам подсчитали экономически обоснованной стоимость проезда в средних и больших автобусах в размере 26 рублей 32 копеек. Тогда правительство области установило тариф на уровне 15 рублей, сообщив, что «недостающая сумма для осуществления работы предприятиям как обычно будет компенсирована из бюджета».

Но в 2016 году никаких компенсаций автобусным перевозчикам из бюджета правительство Астраханской области не планирует, как следует из сообщения «АстраханьПассажирТранса». Каков экономически обоснованный уровень тарифов по перевозкам пассажиров в средних и больших автобусах на 2016 год, в правительстве не уточняют. Прогнозировать производственные и финансовые результаты компании при цене билета 17 рублей за поездку в министерстве также не готовы. Со слов Мустаевой Gudok.ru удалось лишь узнать, что в конце 2015 года менеджмент «АстраханьПассажирТранса» подал в службу по тарифам информацию о том, что для работы с прибылью при цене за проезд на уровне 19 рублей нужно перевезти за год не менее 17 млн пассажиров.

Официальная статистика по перевозкам пассажиров автобусами за 2015 год пока не опубликована. В 2014 году, согласно годовому отчету «АстраханьПассажирТранса», предприятие перевезло 10 млн человек, уменьшив свой результат по сравнению с 2013 годом на 25%. Основные причины снижения пассажиропотока – закрытие моста через реку Кривая Болда (это привело к удлинению рейсов и их количественному сокращению), кадровый дефицит водителей и рост количества рейсов автобусов малой вместимости, дублирующих маршрутную сеть перевозчика.

В «АстраханьПассажирТрансе» отказались комментировать Gudok.ru текущую экономическую ситуацию на предприятии, сославшись на отсутствие в офисе профильного специалиста, но подтвердили, что в 2016 году компенсаций из бюджета предприятию правительством не предусмотрено.

Тем не менее, как сообщается на официальном сайте «АстраханьПассажирТранса», компания уже принимает меры для снижения эксплуатационных расходов и повышения доходов предприятия. Согласно материалам компании, предприятие имеет несколько источников дохода кроме основного. Оно предлагает на своем сайте заказ автобусов “ПАЗ” “Аврора” за 1,3 тыс. руб. и “ЛИАЗ 5256” за 1,4 тыс. руб. в час, а также занимается размещением рекламы в автобусах. Сторонние владельцы транспорта могут воспользоваться услугами медосмотра, техосмотра, ремонта, диспетчерского обслуживания и парковки на автобазе «АстраханьПассажирТранса». Также предприятие предлагает проведение банкетов в своей столовой.
a:2:{s:4:"TEXT";s:365:"ОАО «АстраханьПассажирТранс» создано в 2005 году на базе «Пассажирского автотранспортного предприятия №4», которое было организовано в 1989 году по решению Астраханского облисполкома. Контрольный пакет 50% плюс 1 акция компании принадлежит Астраханской области. Парк предприятия насчитывает 144 единицы подвижного состава, автобусы ходят по 12 регулярным маршрутам.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
Николай Логинов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица