Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

На каких поездах поедут пассажиры

Пассажирские перевозки | Пятница | 25.12.2015 | 19:03
Компании пригородного железнодорожного сообщения выбирают партнеров для масштабного обновления подвижного состава
Компании пригородного железнодорожного сообщения выбирают партнеров для масштабного обновления подвижного состава | Пассажирские перевозки
Максим Каширин
В 2016 году в сегменте пригородного пассажирского транспорта прогнозируется существенная модернизация парка.

Начало 2015 года обозначило ряд проблем в сфере пригородных пассажирских перевозок. Из-за долгов регионов перед пригородными пассажирскими компаниями в стране начали массово убирать электрички с маршрутов. В итоге вмешался Президент РФ Владимир Путин, который взял проблемную ситуацию под свой контроль, все поезда вернулись на свои маршруты, пассажирским компаниям обнулили ставку НДС на перевозки, а в регионах началась кропотливая работа с местными властями.

Государственная поддержка
В этом году одним из условий получения регионом трансферта из федерального бюджета на удвоение дорожного фонда стало заключение договора с пригородными пассажирскими компаниями. Параллельно в соответствии постановлением Правительства о регулировании тарифов на пригородные пассажирские перевозки именно регионам предоставили право устанавливать стоимость билетов на проезд в электричках.

По данным Минтранса, около 2/3 пригородных перевозок сосредоточены в Москве и Московской области, намного меньше в Санкт-Петербурге и Ленинградской области и именно здесь пригородные компании получают прибыль. При этом Северо-Западная пригородная пассажирская компания эту прибыль получать начала не так давно — улучшение финансовых показателей у СЗППК зафиксировано только в 2015 году, после обнуления ставки НДС.

В 2015 году только три региона заключили долгосрочные контракты на 15 лет с обслуживающими их ППК — Санкт-Петербург (СЗППК), Москва и Московская область (МТППК и ЦППК). Вместе с контрактами ППК получили и возможность долгосрочного планирования, которое позволит развивать собственную инфраструктуру, включая обновление подвижного состава. Остальные 23 компании пока не могут себе этого позволить, поэтому будут продолжать пользоваться поездами, арендованными у ОАО «РЖД».

Глава РЖД Олег Белозеров, выступая на парламентских слушаниях в Государственной Думе, предложил рассмотреть несколько вопросов в рамках формирования бюджета на 2016 год, которые бы позволили компании и дальше производить замену пассажирского подвижного состава. В частности, в 2016 году запланировано закупить 150 вагонов скоростных «Ласточек» и 82 «обычных» электрички производства Демиховского машиностроительного завода. Однако, по мнению главы РЖД, нужно смотреть на этот процесс в долгосрочной перспективе, поэтому он предложил продлить сроки действия нулевой ставки НДС и установить ставку налога на имущество компании хотя бы на существующем уровне — 1%.

Таким образом Правительство страны обеспечит наиболее эффективную поддержку и железнодорожной отрасли и производителям вагонов. В конечном же счете выигрывает потребитель, для которого существенно изменяется качество предоставляемой услуги по перевозке.

Курс валют и зарубежный рынок
Заказ на зарубежный подвижной состав сегодня оформлен интермодальной транспортной компанией «Аэроэкспресс», которая доставляет пассажиров в аэропорты Московского транспортного узла.

В феврале 2013 года тендер компании «Аэроэкспресс» на поставку 172 вагонов выиграл швейцарский концерн Stadler. Стороны подписали контракт на поставку 25 двухэтажных поездов — 16 четырехвагонных и 9 шестивагонных. Новые поезда способны развивать скорость до 160 км/ч и смогут перевозить на 35–50% больше пассажиров по сравнению с одноэтажными электричками. Первый из двадцати пяти двухэтажных поездов в ноябре 2014 года уже прибыл в депо им. Ильича в Москве. Затем он прошел испытания и сертификацию на экспериментальном кольце в Щербинке и был представлен в сентябре 2015 года на выставке «Экспо 1520» в цветах транспортной компании.

«Аэроэкспресс» планировал финансировать контракт за счет заемных средств, при этом была предусмотрена лизинговая схема. Общая сумма контракта составляла 685 млн евро. Однако на фоне падения курса рубля швейцарский подвижной состав оказался отечественному перевозчику не по карману. И дальнейшие поставки оказались под большим вопросом. Тем не менее, «Аэроэкспресс» по-прежнему ведет переговоры с швейцарцами.

«Переговоры эти не просто ведутся, ситуация экономическая меняется постоянно. Но мы уверены в том, что замена существующих поездов на поезда Stadler будет происходить. Не уверены, что в тех объемах и в тех темпах, как это планировалось ранее, но думаю, что уже в следующем году мы поезда Stadler уже увидим на линии. У нас был проведен тендер, особого пространства для маневра у нас нет. И поезда эти по нашему заказу уже производятся. И, должен сказать, они нас полностью удовлетворяют», — рассказал корреспонденту Gudok.ru коммерческий директор компании «Аэроэкспресс» Рустам Акиниязов.

Кроме того, по мнению Акиниязова, подвижной состав Stadler — довольно выгодное приобретение, потому как у вагонов довольно долгий срок службы, составляющий 30-35 лет.

В то же время компания «Аэроэкспресс» присматривается и к отечественному производителю и тем новинкам, которые он предлагает на рынке подвижного состава. Правда, по словам Акиниязова, это будет касаться только новых маршрутов, которые в будущем, возможно, появятся у компании.

Всем знакомые электрички
Колебание валют отражается и на отечественном производителе, который пытается полностью локализовать производство в пределах стран Таможенного союза. Демиховский машиностроительный завод, входящий в «Трансмашхолдинг» рассчитывает в 2016 году на контракт с РЖД на поставку 82 вагонов.

По словам генерального директора ДМЗ Бориса Богатырева, речь идет о поставке ЭД4М и ЭД9 — то есть электричек, работающих на постоянном и на переменном токе. Помимо этого, предположительно в конце мая — начале июня, будет завершена процедура сертификации абсолютно нового подвижного состава — ЭП2Д.

«Представленный поезд предусматривает эксплуатацию в двух-трехвагонных составах. До этого такой продукции мы не выпускали. Мне кажется, что этот новый поезд будет очень востребован на тех направлениях, где нерентабелен запуск в 11-вагонном исполнении. А таких направлений у нас по стране очень много. Тем более, что в ОАО «РЖД» подсчитали, что, начиная с 2016 года, компании будет необходимо обновлять примерно 500 – 600 вагонов», — рассказал корреспонденту Gudok.ru Борис Богатырев.

Птичья серия
На самом деле, говоря об объемах работ, генеральный директор ДМЗ не упомянул о контракте, который завод подписал в декабре с ОАО «МКЖД». Предполагается, что в следующем году на Малом кольце Московской железной дороги появится 35 ЭД4М «пятисотой» серии, хотя до декабря власти Москвы говорили о том, что хотят видеть на этом направлении либо «Ласточку» от «Уральских локомотивов», либо «Иволгу» (ЭГ2Тв) производства Тверского вагоностроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг», так же, как и «ДМЗ»). Однако ЭГ2Тв пока не прошел сертификацию и в данный момент еще тестируется на полигоне ВНИИЖТа в Щербинке.

При этом «Иволга» вызывает интерес у отечественных ППК именно с точки зрения комфортабельного скорого поезда, который мог бы заменить в ближайшем будущем поезда — экспрессы.

«Тверской завод на базе поезда ЭГ2Тв сделал проект для «Спутника». Это поезда, которые связывают, например, Москву с крупными подмосковными городами в режиме пикового движения — с небольшим количеством остановок, но с большой скоростью, при этом комфортные. В «Иволгах» применены очень мощные системы микроклимата, он мощнее, чем на серийных поездах. Поезд может быть и городским и также работать в режиме «Спутника», — рассказал корреспонденту Gudok.ru руководитель проекта по серийному сопровождению и модернизации МВПС Сергей Безрукавный.

К слову, по его мнению, «Иволгу» можно использовать и в пригородных перевозках, и в режиме метро — уменьшить интервал между поездами нельзя из соображений безопасности, однако из-за быстрого разгона и торможения поездов производства ТВЗ в час их можно запустить больше, чем обычных электричек и поставить, например, на самых загруженных в «часы пик» направлениях Москвы и, например, Санкт-Петербурга.

Финансовое состояние пригородных перевозок
Как уже было сказано выше, три пригородные пассажирские компании в уходящем году заключили 15-летние контракты с регионами, которые они обслуживают. Это дает им возможности на закупку собственного подвижного состава.

СЗППК в списке лидеров пока новичок, прибыль от своей деятельности они начали получать сравнительно недавно, потому большую часть пригородных поездов компания арендовала у Октябрьской дирекции моторвагонного подвижного состава. Как раз сейчас дирекцией производится планомерная замена электропоездов новыми современными составами. По причине высокой стоимости и не выработки заложенного ресурса работоспособности пригородных поездов обновление парка подвижного состава идет низкими темпами.

Однако в 2011 году СЗППК приобрела три дизель-электропоезда, курсирующие на участках СПб — Ивангород, СПб — Сланцы, СПб — Новгород, Кингисепп — Лужская (Косколово). В 2014 году компания запустила на участке Санкт-Петербург — Выборг через Приморск новый подвижной состав — рельсовый автобус РА2, еще два рельсовых автобуса компания приобрела в лизинг.

В пресс-службе компании Gudok.ru объяснили, что рассматривают варианты приобретения собственного подвижного состава, однако они должны соответствовать минимальным требованиям: снижение расходов самой СЗППК, увеличение комфорта пассажира и снижение воздействия на окружающую среду. При этом будут рассматриваться все варианты, в том числе и «Иволги», но только после того, как поезда получат сертификаты.

Сейчас у Центральной пассажирской компании в собственности 40 электропоездов и 400 арендованных у РЖД. По словам директора по операционной деятельности ЦППК Владимира Козлова, в планах компании соотношение 10% к 90% собственных поездов к арендованным изменить за 15 лет на 90% к 10%.

«Подвижной состав, который мы арендуем у РЖД, ежегодно списывается за истечением срока службы, это будет естественная замена старых поездов на новые. Самая последняя серия электропоездов РЖД, которые у нас курсируют — «трехсотая», этим электропоездам бегать еще 25 лет. У представленного в Щербинке ЭП2Д — 28 лет. И есть смысл покупать именно их, то есть самые новые разработки. Мы готовы подождать немного до того, как этот поезд пройдет сертификацию и к лету заключить контракт», — рассказал о планах компании Владимир Козлов.

Глава компании Михаил Хромов озвучил цифру в 20-25 новых поездов, которые ЦППК планирует ежегодно закупать у машиностроительных заводов, при этом, по словам его заместителя Максима Дьякова, речь идет о всех новинках заводов. «Иволга» тоже находится в стадии получения сертификата, как я понимаю, реальное производство начнется не раньше следующего лета и мы ее так же, как и «Ласточку», рассматриваем на определенные маршруты. Они больше подходят под экспрессы», — поделился планами с корреспондентом Gudok.ru Максим Дьяконов.

МТППК, которая с недавних пор тоже эксплуатирует арендованные у РЖД «Ласточки», задумывается о более «компактном» подвижном составе. Как заявил Gudok.ru генеральный директор компании Игорь Иванов, запускать 12-вагонные электрички между станциями, которые находятся на маленьких ответвлениях от главного пути, невыгодно — пассажиропоток на подобных направлениях минимальный.

По мнению Иванова, решить проблему помогут небольшие одно- двух- трехвагонные поезда-шаттлы, которые бы ходили с интервалом в полчаса и вывозили бы пассажиров, путешествующих по этим направлениям регулярно. Пустить «шаттлы» предполагается между Решетниково и Конаково, Торжком и Тверью и на ряде других «аппендиксов» Октябрьской железной дороги.

«И вот здесь нам нужен новый подвижной состав. Что-то вроде небольшого трамвая или рельсового автобуса. Но стоимость его не должна превышать 40 млн рублей. Сегодня Тверской вагоностроительный завод предлагает дизель-поезда, но там стоимость превышает 70 млн рублей. Такая покупка была бы неоправданна. Мы ищем сейчас подходящий продукт, который нам крайне необходим для того, чтобы заменить низкорентабельные поезда», — рассказал генеральный директор МТППК.
 
Собственно, именно это решение предлагает сейчас Демиховский машиностроительный завод с его новинкой, представленной на Щербинке. Так что, возможно, уже в будущем году ДВЗ выйдет с предложением к одной из самых успешных пригородных пассажирских компаний в стране.


Александр Фролов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица