Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

Fitch прогнозирует дальнейшую консолидацию российских авиакомпаний

Пассажирские перевозки | Вторник | 15.12.2015 | 15:50
В секторе авиаперевозок Европы, Ближнего Востока и Африки в 2016 году будет наблюдаться постепенное улучшение показателей
В секторе авиаперевозок Европы, Ближнего Востока и Африки в 2016 году будет наблюдаться постепенное улучшение показателей | Пассажирские перевозки
Марина Лысцева/ТАСС
Рейтинговое агентство Fitch в анализе мирового рынка авиаперевозок определило прогноз на 2016 год в Европе, Африке и на Ближнем Востоке (ЕБВА) как "стабильный".

По данным агентства, в секторе наблюдается медленное, но устойчивое улучшение всех основных показателей, продиктованное ожиданиями прогнозированного роста спроса на авиапутешествия (в том числе, деловые перевозки) и ростом полезной производительности европейских авиакомпаний.

Тем не менее, в 2016 году атмосфера в секторе авиаперевозок останется напряженной: причиной тому жесткая конкуренция и переизбыток производственных мощностей – большинство перевозчиков пополняют свой флот, но особенно амбициозные планы по расширению вынашивают авиакомпании Персидского залива. В частности, только у Emirates Airline в портфеле заказов находится 262 воздушных судна, что даже превышает нынешний флот компании.

Падающие цены на нефть и, соответственно, топливо поспособствуют увеличению прибыли. Но в будущем году производительность авиакомпаний будет в значительной степени диверсифицирована. Перевозчики, уже принявшие меры по оптимизации своей деятельности, например, сократившие потребление топлива или пересмотревшие трудовые соглашения (члены Международного холдинга IAG), а также лоукостеры, в 2016 году сильно опередят своих конкурентов.

Альянс Air France – KLM и Lufthansa продолжит реализовывать планы по преобразованию компаний, но трудовые отношения будут представлять самую большую трудность на пути к осуществлению этих планов. Что касается российских перевозчиков, то их доходы в 2016 году будут находиться в непосредственной зависимости от экономической ситуации на рынке и колебания курса рубля.

Для подсчета выручки авиакомпании в американской авиации используются коэффициенты PRASK (Passenger Revenue per Available Seat Kilometer) и CASK (Cost per Available Seat Kilometer). Первая аббревиатура скрывает коэффициент, полученный при делении суммы, вырученной от продаж билетов пассажирам, на количество доступных для продажи километромест. Вторая аббревиатура – это себестоимость одной единицы продукции, то есть деление всех производственных расходов компании на произведенное количество километромест. И те, и другие показатели измеряются в центах долларов. Поскольку CASK отвечает за расходы, а PRASK – за прибыль, теоретически, без учета прочих данных, более низкий CASK и более высокий PRASK свидетельствуют о большей прибыльности авиаперевозчика.

Согласно данным Fitch, в 2014 году CASK авиакомпании «Аэрофлот» составил 7 центов, то есть снизился на цент относительно показателя 2013 года. CASK прочих авиакомпаний в 2014 году, в том числе Iberia, Etihad и Lufthansa, оказался выше (от 8 до 16 центов).

PRASK отдельных авиакомпаний оставался относительно стабильным на протяжении 2012-2014 годов. Например, у Etihad он колебался между 5,5 и 6 центами, у «Аэрофлота» - упал с 7 до 6 центов. Самый высокий показатель у Lufthansa – порядка 10,5 центов, даже с учетом небольшого падения относительно 2013 года. Таким образом, показатели Lufthansa – самые высокие и по CASK, и по PRASK, то есть у немецкого авиаперевозчика самые высокие расходы и самые высокие доходы на километроместо.

Эксперты Fitch в своем анализе отмечают заметное снижение международного трафика в России, что наблюдалось и во всех последних отчетах о пассажиропотоке российских авиакомпаний. В первой половине 2015 года, по данным агентства, пассажиропоток на международных направлениях падал в России последовательно и весьма драматично – более чем на 15% относительно начала 2014 года и более чем на 30% относительно начала 2013 года. Как писал Gudok.ru, внутренние перевозки в России при этом выросли на 16,2% за десять месяцев, и на 11,1% - за октябрь 2015 года по сравнению с октябрем 2014.

Еще одна динамика, замеченная экспертами агентства Fitch, это медленная, но постепенная консолидация компаний через процесс полного поглощения или организаций совместных предприятий, особенно в России.

По мнению экспертов Fitch, экономические потрясения приведут к дальнейшей консолидации российских авиакомпаний: многие отечественные перевозчики уже пострадали от девальвации рубля и падения уровня доходов и остаются в тяжелом, зависимом положении. «ЮТэйр» удалось реструктурировать долг за счет мер по оптимизации работы компании, а «Трансаэро» пришлось прекратить деятельность. Fitch ожидает, что «Аэрофлот», получивший от «Трансаэро» маршруты и пассажиров, станет главным бенефициаром последних событий.

Дальнейшая концентрация внутреннего рынка перевозок может поспособствовать установлению разумной ценовой политики, однако это лишь среднесрочная перспектива, а в ближайшее время авиаперевозчики, скорее всего, будут больше значения придавать пассажирообороту, нежели доходам.

По альтернативному прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) авиакомпании всех континентов в 2016 году получат беспрецедентную в истории пассажирских авиаперевозок чистую прибыль в $36,3 млрд против $33 млрд в 2015 году.

Таким образом, эксперты IATA прогнозируют рост прибыли в 10%. Выручка перевозчиков в 2016 году также вырастет на 10% – до 717 млрд долларов. При этом европейские авиакомпании заработают 8,5 млрд долларов, ближневосточные - 1,7 млрд долларов, африканские авиаперевозчики получат убытки в 0,1 млрд долларов.

Пассажиропоток по прогнозам IATA вырастет на 6.7% до 3,8 млрд человек, провозные мощности прибавят 7,1%. При этом коэффициент занятности кресел в 2016 году составит 80,4%, (что на 0,2 процентных пункта меньше, чем в 2015 году). В итоге уровень рентабельности мировых перевозчиков по итогам 2016 года составит 5,1%.

Эксперты IATA, как и эксперты Fitch, уточняют, что главными факторами роста доходов станут низкие цены на нефть и продолжающийся рост спроса на авиаперевозки.
Наталья Дементьева, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица