Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

ФАС рекомендует авиакомпаниям не поднимать цены вслед за "Аэрофлотом"

Пассажирские перевозки | Четверг | 10.12.2015 | 15:18
По оценке экспертов отрасли, на рынке повышение цен пока не ощутили
По оценке экспертов отрасли, на рынке повышение цен пока не ощутили | Пассажирские перевозки
Марина Лысцева/ТАСС
Федеральная антимонопольная служба зафиксировала в декабре 2015 года повышение цен на авиабилеты по отдельным направлениям в два и даже в три раза.

Начальник управления регулирования транспорта ФАС РФ Дмитрий Рутенберг уточнил Gudok.ru, что рост стоимости билетов по сравнению с декабрем 2014 года составляет 200 и даже 300 процентов. Такое повышение отмечается как в целом по рынку, так и по некоторым отдельным направлениям. Никаких оснований для столь значительного повышения эксперты ФАС не видят.

«Мы это связываем с изменением ситуации на рынке – а именно с уходом авиакомпании «Трансаэро». Каких-то других экономических причин для двух-, трехкратного увеличения тарифов на маршрутах мы не видим», - сказал Рутенберг, добавив, что изменение курса рубля не могло привести к такому росту тарифов.

По словам Дмитрия Рутенберга, ведомству еще предстоит разобраться, что именно происходит: идет ли речь о росте цен у одной авиакомпании либо о повышении цен в целом на рынке. На данный момент ФАС вынесла устное предупреждение в адрес авиакомпании "Аэрофлот" так как этот крупнейшей перевозчик обслуживает половину всех перевозок и по нему «все сверяются». «Мы рассчитываем, что компании, услышав этот сигнал (предупреждение «Аэрофлоту» - ред.), воздержатся от дальнейшего роста», - сказал Рутенберг.

Ранее руководитель ФАС Игорь Артемьев неоднократно выражал несогласие с тем, что большинство направлений авиакомпании «Трансаэро» после того, как она лишилась права на полеты, межведомственная комиссия при Минтрансе передала «Аэрофлоту» вопреки позиции антимонопольного регулятора.

«Мы голосовали против этого решения. Не только потому, что не хотели укрепления монополии «Аэрофлота», но еще и потому, что нужно было взвесить, что происходит», - заявил журналистам руководитель ФАС Игорь Артемьев.

По его словам, в результате того, что «Аэрофлот» получил 53 маршрута «Трансаэро», в сегменте пассажирских авиаперевозок выросли цены. «Только ленивый губернатор не написал мне о повышении соответствующих тарифов», - пожаловался Артемьев. Он добавил, что тарифы растут вопреки тому, что в декабре традиционно должны падать.

Антимонопольное ведомство Артемьева проводит расследование в отношении ценообразования "Аэрофлота" и Артемьев не исключает, что по его итогам ведомство вернется к вопросу получения назначений «Аэрофлота».

О проблеме сокращения конкуренции в сегменте авиаперевозок заявил и глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. «Уход перевозчика — это всегда удар по конкуренции. Наша цель не заключается в том, чтобы на воздушном пространстве России остался один "Аэрофлот". Задача в том, чтобы рынок сохранить, и более того — простимулировать его", — заявил он в интервью российским телеканалам

О том, что из-за передачи «Аэрофлоту» назначений «Трансаэро» на рынке создаются неконкурентные преимущества, было известно заранее - межведомственная комиссия по распределению маршрутов выдала разрешения «Аэрофлоту» сроком на год с возможностью их пролонгации. В такой форме «Аэрофлот» получил компенсацию за убытки, которые возникли при перевозке пассажиров "Трансаэро".

На прошлой неделе Артемьев обращал особое внимание на дальневосточные направления. "Цены растут, мы это видим. На Дальнем Востоке, например. Очень серьезно к этому относимся. У нас будет все равно обсуждение внутреннее сейчас по поводу ценовой политики "Аэрофлота". Возможно, нам придется не просто с ними поговорить", — предупреждал глава ФАС.

При этом продавцы авиабилетов заметного роста цен спустя несколько месяцев после ухода с рынка «Трансаэро» не заметили. «Никаких драматичных изменений не произошло после ухода "Трансаэро". И даже больше: билет во Владивосток как стоил 18 тысяч, так и стоит. Понятно, что рейсов в Нью-Йорк и обратно за 12 тысяч больше не будет, но в остальном ничего достойного вопросов ФАС не произошло», — сказал Gudok.ru PR-директор Aviasales Янис Дзенис.

В Росавиации вопросы ценообразования у авиакомпаний не комментируют, но обращают внимание на сократившиеся провозные емкости после ухода «Трансаэро».

В результате, по мнению экспертов, из-за сокращения количества провозных емкостей дешевые билеты просто быстро разбирают и цены выросли только в минимальной глубине продаж (на ближайшие недели), причем у многих перевозчиков.

«Судя по всему, эта гипотеза верна. Цены у «Аэрофлота» не выросли, но на ближайшие дни билеты по невысоким ценам купить очень сложно. Например, в декабре до Владивостока у «Аэрофлота» остались только билеты бизнес-класса (около 112 тысяч рублей перелёт туда—обратно). У UTAir на декабрь остались билеты по 29 000 рублей. Но если посмотреть на январь, то у «Аэрофлота» есть билеты по 20 000, а у UTair по 23 000 рублей. Аналогичная ситуация, например, наблюдается с перелётами в Хабаровск», - заметил PR-директор компании Anywayanyday Алексей Бороненко.

Ранее «Аэрофлот» признавал наличие дефицита билетов на дальневосточных маршрутах, объясняя это остановкой деятельности "Трансаэро" и высоким спросом на авиабилеты. После этого к перевозкам на маршрутах подключились другие участники рынка.

«Подход ФАС к этой задаче достаточно линейный. Регулятор рассматривает тарифную линейку компании, в том числе по обращению граждан, обнаруживает высокую динамику роста тарифов исходя из того, что видит потребитель, когда бронирует билет: было – стало. Документирует должным образом и высказывает претензии. Разбираться с такими подробностями, как глубина продаж, особенности работы системы управления доходами, вероятней всего, антимонопольной службе недосуг, потому что это высшая математика. А жалобы потребителей, которые говорят «вчера было дешево, а сегодня дорого» – это очевидные вещи», – объясняет Олег Пантелеев разницу между подходами к оценке тарифов у продавцов билетов и ФАС.

По мнению эксперта, авиакомпании подняли тарифы в некоторой степени недостаточно, а существующий рост объясняется изменением курса валют и ростом издержек. «Авиакомпании обязаны, чтобы не повторить судьбу «Трансаэро», управлять тарифами и в ряде случаев повышать их со значительным отрывом от роста стоимости потребительской корзины. Исходя из этого, если бы авиакомпания в полной мере отслеживала все инфляционные процессы, то тарифы были бы, очевидно, еще выше», - предполагает Пантелеев.

Он обращает внимание ФАС не только на критические замечания потребителей, пассажиров, но и на заявления участников отрасли, которые воспринимают передачу направлений «Трансаэро» как ухудшение конкурентных условий на рынке. Но, по его мнению, так как передача этих направлений представляла собой компенсацию за расходы на перевозку пассажиров «Трансаэро», то и забирать эти направления было бы справедливым в случае компенсации этих расходов другим способом.

««Аэрофлот» подал иски о признании долгов «Трансаэро», если бы эти расходы были компенсированы в денежном виде, то тогда в кратчайшие сроки направления следовало бы распределить между всеми перевозчиками», - сказал эксперт. По его мнению, вероятность пересмотра решения комиссии – лишь теоретическая.
Дарья Белоглазова, Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица