Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

В регулировании гражданской авиации России произошла революция

Пассажирские перевозки | Среда | 02.12.2015 | 18:55
Большинство функций авиарегистра, ранее закрепленных за Межгосударственным авиационным комитетом, переданы Росавиации
Большинство функций авиарегистра, ранее закрепленных за Межгосударственным авиационным комитетом, переданы Росавиации | Пассажирские перевозки
Аркадий Шаповалов / Gudok.ru
Межгосударственный авиационный комитет (МАК) СНГ остался без полномочий на сертификацию воздушных судов и другой авиационной техники в России. Постановление правительства, предусматривающее перераспределение полномочий, подписал премьер-министр России Дмитрий Медведев, 2 декабря оно опубликовано на сайте кабинета министров.  Это решение лишает комитет существенной части доходов. При этом наибольшее число компетенций и работы достанется Росавиации.

«Время показало, что эти полномочия нужно иметь именно в нашей системе исполнительной власти. Для совершенствования системы государственного управления гражданской авиацией предлагается предоставить Минтрансу, Минпромторгу, Росавиации функции по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов, аэродромов», - объяснял Дмитрий Медведев ранее на совещании в правительстве при обсуждении проекта постановления. По его словам, функции и полномочия были делегированы МАК в добровольном порядке.

«В настоящее время Минтранс, Минпромторг и Росавиация могут обеспечить выполнение функций по сертификации типовой конструкции воздушных судов, двигателей, воздушных винтов и аэродромов в полном объёме», - говорится в пояснительной записке к документу.

Таким образом, в России появится новый тип авиационных документов. При этом МАК как межгосударственная организация, не имеющая прямого подчинения правительству, продолжит заниматься расследованием авиационных происшествий и формально сможет продолжить выдавать сертификаты на авиационную технику.

Утром, после того как стало известно о постановлении, о перераспределении полномочий по сертификации авиационной техники, в МАК созвали срочное совещание. В нем приняли участие руководители авиационных научно-исследовательских предприятий, задействованных в сертификации авиационной техники. Среди них - Авиационный Сертификационный центр Гос НИИ ГА, НМЦ "Норма" (НИАТ). Об этом Gudok.ru рассказали сотрудники этих предприятий. Никто из них не знает как будет выстраиваться дальнейшая работа по сертификации воздушных судов и будут ли их специалисты привлекаться к этой деятельности.

В МАКе распределение полномочий не комментируют. Зампредседателя комитета, глава комиссии по расследованию авиапроисшествий Алексей Морозов сказал, что решение правительства Российской федерации находится вне компетенции МАК. Помощник председателя МАК Артур Мурадян также отказался от комментариев, но подтвердил, что регистр МАК выдает сертификаты не только для РФ, а для всех 12 государств - членов комитета.

Вопрос передачи сертифицирующих функций приобрел актуальность после скандала в начале ноября, когда авиарегистр МАК отозвал сертификат типа у самолетов Boeing 737. В МАК объясняли этот шаг претензиями Росавиции (суть которых, по словам Алексея Морозова, Росавиция так и не раскрыла) к отказобезопасности системы управления рулями высоты на Boeing 737 после катастрофы с этим судном 17 ноября 2013 года в Международном аэропорту Казани, унёсшей жизни 50 человек.

Следствие прорабатывало версию о незаконном получении пилотами сертификатов коммерческой авиации. Региональное подразделение Росавиации в Татарстане было расформировано, МАК сообщал, что одна из основных версий причин катастрофы - ошибка пилотов, но опубликовать отчет от катастрофе не мог – подпись Росавиации была отозвана из-за подозрений к системе управления рулями высоты.

Процесс сертификации воздушных судов и авиационной техники по новым порядкам вне МАК только предстоит наладить. Согласно постановлению, участники этого процесса должны представить предложения по изменению нормативных актов, изменению штатной численности и объемов финансирования.

Из постановления следует, что большинство практических функций МАК перейдут Росавиации. Именно агентству воздушного транспорта предстоит организовать обязательную сертификацию гражданских воздушных судов и аэродромов, авиационных двигателей и другого оборудования самолетов и аэродромов. Непосредственной выдачей сертификатов типа на самолеты и другую технику, а также контролем за изменением конструкций техники и ее соответствия выданным документам займется Росавиация.

Минтранс сосредоточит нормотворческие функции: разработает порядок сертификации, требования к документации, их форму, правила техобслуживания гражданских воздушных судов.

Минпромторг будет контролировать вопросы, касающиеся самолетостроения – контролировать производителей на предмет соответствия нормам, установленным федеральными авиационными правилами.

В Росавиации получение новых функций и полномочий не комментируют, обращая внимание на то, что пока заинтересованные ведомства, согласно постановлению правительства, должны внести свои предложения по схеме работы.

Авиационные эксперты обращают внимание, что функции сертификации - важный источник дохода для МАК. Взносы стран-участников объединения – второй по величине источник дохода. Производители российских пассажирских самолетов на данный момент - единственные "клиенты" МАК, ведь комитет создавался, когда развитие авиационной промышленности предполагалось, как минимум, и на Украине, и в Узбекистане.

Выдача сертификатов типа имеет значение только с точки зрения производства воздушных судов, сходятся во мнении эксперты отрасли. Все остальные суда, которые эксплуатируются в России, имеют сертификаты типа, выданные Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) и Федеральной авиационной администрацией (FAA) США, которые признаются во всем мире, включая Россию. При этом сертификаты типа, выдаваемые МАК, имеют ограничения, не позволяющие продавать и эксплуатировать суда вне воздушного пространства стран - участников этого комитета.

Генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак отмечает, что у Минтранса, Росавиации и Минпромторга достаточно времени, чтобы подготовиться к сертификации типа для МС-21, нарастить соответствующие компетенции: «Получение российского сертификата – это первый этап, своего рода подготовительный. После получения российского сертификата типа производитель подаст заявку на получение сертификата в Европейское агентство по безопасности полетов. Таким путем пошел концерн "Гражданские самолеты Сухого", получив сертификат МАК на SuperJet-100, таким же путем, но через Росавиацию, пойдет и МС-21».

Он напоминает, что МАК изначально создавался для того, чтобы помочь странам-участникам встроиться в систему международных авиационных норм. Для чего МАК выдавал собственные сертификаты типа на лайнеры производства Boeing и Airbus, которые уже имеют соответствующие документы, эксперт не знает.

Исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев предполагает, что отказ России от сертификации судов в регистре МАК повлечет за собой закрытие регистра. 
«Наиболее крупным рынком в СНГ является именно российский авиарынок. И авиационным властям других стран проще будет признавать российский сертификат или сертификат, выданный Европейским агентством по безопасности полетов. Поэтому возникает резонный вопрос: будет ли вообще целесообразно существование авиационного регистра, если Россия начнет выполнять работу по сертификации самостоятельно?».

Олег Пантелеев подтверждает, что сведения о финансах и бюджете МАК никогда публично не раскрывались - никакой информации по величине доходов организации нет. Пантелеев предполагает, что функции по расследованию авиационных происшествий у МАК сохранятся и страны продолжат делать взносы в бюджет организации для поддержания этой деятельности. «Думаю, взносы будут несколько меньше чем сейчас, так как будет оправдано сократить управленческий аппарат комитета, сократятся и другие расходы связанные с функциями, которые у МАК, скорее всего,  будут отсутствовать».
Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица