Пассажирские перевозки / 01.12.15 21:54

Запрет чартеров в Турцию: убытки на миллиард

Связанные с турецким  бизнесом авиакомпании могут обанкротиться

Связанные с турецким  бизнесом авиакомпании могут обанкротиться
 | Пассажирские перевозки
фото:turner.com

Запрет на чартерные перевозки из России в Турцию, связанный с обеспечением авиационной безопасности, вступил в силу с 1 декабря 2015 года.

С первого декабря министерство транспорта РФ в соответствии с постановлением правительства прекращает нерегулярное авиасообщение с Турцией. Запрет вводится в рамках мер по реализации указа №583 Президента России «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики».

Правительство вводит ограничительные меры в отношении Турции после того, как 24 ноября над Сирией турецкими ВВС был сбит российский бомбардировщик Су-24. Один пилот погиб, второму удалось катапультироваться.

Эксперты в сфере гражданской авиации предрекают банкротство чартерных авиаперевозчиков. Такое развитие событий связано с тем, что ряд перевозчиков, работающих на рынке авиачартеров, де-факто принадлежит турецким компаниям.

Хотя чартерные перевозки между российскими городами и турецкими курортами прекращаются, авиасообщение между странами сохраняется в формате регулярных маршрутов. Кроме того, предусмотрены спецрейсы для возвращения российских туристов. При этом Минтранс должен будет принять «дополнительные меры, направленные на обеспечение авиационной безопасности при выполнении регулярных рейсов в Турцию». Часть дополнительных мер уже действует. C 25 ноября по распоряжению Росавиации пассажирские воздушные перевозки между Россией и Турцией выполняются российскими авиакомпаниями с усиленными мерами авиационной безопасности.

Эти меры включают в себя более тщательный сплошной досмотр пассажиров и гостей, прибывающих в аэровокзальные комплексы страны; пассажиров, проходящих контроль при входе в контролируемую зону аэропортов и пр. Багаж пассажиров также подвергается более пристальному и полному обследованию с использованием современной спецтехники и с привлечением кинологов.

Не исключено, что и регулярное сообщение с Турцией в итоге попадет под запрет. Такую возможность анонсировал глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев на заседании правительства.

Как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в ходе специального заседания с вице-премьерами, транспортные ограничения будут бессрочными: "Срок будет зависеть и от международной ситуации, и, наконец, просто от наших отношений с Турцией".

Продавать путевки в Турцию, а следовательно, и заказывать новые чартеры в Турцию операторы прекратили еще на прошлой неделе, после соответствующих рекомендаций Ростуризма и МИД РФ.

В Ассоциации Туроператоров России (АТОР) предупреждают, что потери российских туроператоров от запрета Турции окажутся на порядок больше, чем потери от запрета Египта. Основные убытки туроператоры начнут нести через несколько месяцев, после возобновления сезонного спроса на турецкое направление - то есть весной и летом 2016 года, объясняют в АТОР.

По подсчетам экспертов ассоциации, ущерб составит миллионы долларов и превысит потери в аналогичной ситуации с Египтом. Как уточнила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, речь идет о нескольких сотнях миллионов рублей, но «не более одного миллиарда», при этом она напомнила, что запрет полетов в Египет стоил российским туркомпаниям 1,5 млрд. рублей и может принести еще столько же убытков при условии, что продлится еще два-три месяца.

Большая часть туристических продуктов в Турцию и Египет включала в себя перелеты чартерными рейсами. Именно в направлении турецких курортов сразу после введения запрета на полеты в Египет развернула флот собственных лайнеров компания "Пегас Туристик" (владеющая перевозчиками «Икар» и «Северный ветер», летающими под брендами Pegas Fly).

«Большинство туристов 7, 8 и 9 ноября улетали в Турцию. В дальнейшем мы смогли предложить им выбрать любую страну из нашей линии продуктов», - рассказывала тогда генеральный директор компании "Пегас Туристик" Анна Подгорная.

Исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе уверена, что на чартерных самолетах российские туристы полетят главным образом в Израиль и Арабские Эмираты. Кроме того, по ее словам, происходит частичная переориентация флота на внутренние направления.

Как заметил в беседе с Gudok.ru генеральный менеджер туроператора «КМП групп», вице-президент АТОР Владимир Канторович, чартерные авиакомпании получили часть пассажиропотока после ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро». Правда, он отмечает, что у «Трансаэро» был сильный дальнемагистральный авиапарк, который сейчас в любом случае не сильно востребован. Владимир Канторович затрудняется делать прогнозы относительно будущего чартерных перевозчиков – ситуация нестабильна, многое будет зависеть и от ограничительных мер, и от экономической ситуации. «Туристический рынок сжимается, возможно, часть емкостей окажется лишней», - предполагает эксперт.

Часть емкостей чартерных авиакомпаний, по данным Ломидзе, уже оказалась лишней и простаивает после запрета на перевозки в Египет. Но простой, по ее прогнозу, временный. По данным АТОР, собственные (или аффилированные) перевозчики есть у четырех туроператоров – ТЕЗ ТУР (IFLY), Coral Travel (Royal Flight Airlines), Пегас Туристик (Pegas Fly), Anex Tour (AZUR Air), BRISCO (METROJET). Избавление от лишних самолетов для этих компаний Ломидзе считает крайней мерой, так как летом 2016 года «четыре миллиона российских туристов без отдыха не оставят, принимающие страны будут поддерживать летные программы».

Лето 2016 года чартерные перевозчики могут и не пережить, предупреждает исполнительный директор Infomost Consulting Борис Рыбак. По его словам, большинство чартерных перевозчиков де-факто принадлежат турецким компаниям и были созданы именно для того, чтобы летать в Турцию. «Если их полгода подержат на сухом пайке - без Турции и Египта, то однозначно разорятся», - говорит эксперт.

По итогам десяти месяцев 2015 года по данным Росавиации, пассажиропоток чартерных рейсов уже сократился на четверть по сравнению с прошлым годом и составил 5,8 млн пассажиров. При этом в октябре статистика показала рост международных нерегулярных перевозок на 6,3%, но значительная часть нерегулярных рейсов выполнялась для возвращения туристов из Египта.

Московские аэропорты в 2015 году в среднем обслуживали более 170 оборотных рейсов в Турцию в неделю, включая прямые и чартерные рейсы.

В Турцию из аэропорта Внуково совершают полеты две авиакомпании: регулярные рейсы выполняет авиакомпания Turkish Airlines, а чартерные - авиакомпания Ifly. Чартерные перевозки из аэропорта Домодедово по направлению Анталья на текущий момент выполняют авиакомпании «Когалымавиа», AZUR air, «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал». Из аэропорта Шереметьево регулярные рейсы выполняли авиакомпании «Аэрофлот» и Onur Air, чартерные – «КатэкАвиа», «ИКАР», Nordwind и Royal Flight.
 

Константин Пукемов, Gudok.ru

Первые лица

В раздел →

Новости

Все новости →

Мероприятия

В раздел →