Новости дня

Мероприятия

Задать вопрос участникам круглого стола
Закрыть
Вопрос участнику
Защита от автоматического заполнения   Введите символы с картинки*

"Трансаэро" одновременно покупают и ликвидируют

Пассажирские перевозки | Среда | 21.10.2015 | 22:33
Даже самые опытные эксперты авиарынка не в состоянии спрогнозировать будущее перевозчика
Даже самые опытные эксперты авиарынка не в состоянии спрогнозировать будущее перевозчика | Пассажирские перевозки
Марина Лысцева/ТАСС
Gudok.ru подводит итоги противостояния интересов государственных органов и кредиторов вокруг авиакомпании. За один день у "Трансаэро" появился новый покупатель и план санации и почти одновременно был опубликован приказ об аннулировании сертификата эксплуатанта.

Сценарий будущего находящейся в кризисном состоянии авиакомпании "Трансаэро", чей общий долг составляет более 250 млрд руб, за последние сутки поменялся несколько раз. Но определенности в судьбе второго по величине перевозчика в России по-прежнему нет.

Толчок новому витку событий вокруг авиакомпании придал "Сбербанк", который направил иск в Арбитражный суд о признании перевозчика банкротом.

Поздно вечером 20 октября стало известно, что совладелец и генеральный директор авиакомпании S7 Владислав Филев подписал соглашение о покупке у Александра Плешакова не менее 51% акций "Трансаэро". Причем, если в результате сорвавшейся сделки между Плешаковыми и "Аэрофлотом" акционерам "Трансаэро" должен был достаться символический рубль, то в результате сделки с Филевым, цена предполагалось "существенно более одного рубля".

Рынок на эту новость отреагировал бурным спросом на ценные бумаги перевозчика — Владислав Филев, имевший опыт спасения авиакомпании в кризисной ситуации, планировал избежать банкротства "Трансаэро". По состоянию на 12 часов утра 21 октября рост котировок "Трансаэро" составил 113%. В Минэкономразвития оптимистично заявили, что у "Трансаэро" появился "реальный шанс на выживание".

Параллельно к полудню 21 октября уже стало известно, что "Трансаэро" должна прекратить полеты с 26 октября: буквально через несколько часов после информации о сделке между Филевыми и Плешаковыми министр транспорта РФ Максим Соколов заявил в телевизионном эфире, что приказ "об аннулировании сертификата эксплуатанта авиакомпании "Трансаэро" с 26 октября этого года"  подписан — аннулированный сертификат восстановлению не подлежит.

Глава Росавиации Александр Нерадько в свою очередь, чтобы объявить об этом событии собрал журналистов на брифинг. Он объяснил, что сертификат аннулирован по результатам проверки компании из-за ухудшения финансового состояния компании (что влияло на безопасность полетов), а также рассказал, что в агентстве не было никакой официальной информации о приобретении "Трансаэро" авиакомпанией S7. Интересно, что ранее проверку планировалось завершить 12 октября.

Накануне заместитель министра транспорта Валерий Окулов предупреждал, что если Росавиация примет решение отозвать сертификат эксплуатанта у "Трансаэро", уже на следующий день после вступления приказа в силу "пассажиры останутся в аэропортах", потому что по направлениям "Трансаэро" некому летать.  Валерий Окулов обещал, что межведомственная комиссия соберется оперативно, чтобы распределить частоты перевозчика.

Международные направления "Трансаэро" — важнейший и один из немногих активов "Трансаэро", имеющий положительную стоимость, за которым авиакомпании выстраиваются в очередь.  До заявления Филева и Плешакова главным претендентом на наибольшее число направлений "Трансаэро" считался "Аэрофлот", который осуществляет оперативное управление "Трансаэро". Сегодня руководитель Росавиации Александр Нерадько заявил, что "Аэрофлот" претендует на 57 из 162 направлений "Трансаэро". Ранее S7 объявляла, что рассчитывает получить 24 международных направления "Трансаэро".

Приобретение компании с сертификатом эксплуатанта позволило бы S7 обойти "Аэрофлот" по количеству направлений. Нужен ли S7 перевозчик, не имеющий права на полеты, эксперты не знают. Тем не менее, совладелец S7 Наталия Филева сообщила, что акционеры группы сохраняют планы по покупке авиакомпании "Трансаэро", несмотря на планируемый отзыв у последней сертификата эксплуатанта. Теоретически, эксплуатант, например, может обжаловать решение регулятора в суде и вернуть направления.

Однако будущее "Трансаэро" оказалось под еще большим сомнением после того, как первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, выступая в рамках правительственного часа в Госдуме, подтвердил негативные прогнозы насчет авиакомпании. "Трансаэро" с рынка уйдет, люди никаким образом не пострадают", — отметил Игорь Шувалов.

Глава Минтранса РФ Максим Соколов, комментируя будущее авиакомпании, отметил, что кредиторы, а не акционеры должны решить судьбу "Трансаэро".

С другой стороны агентство ТАСС со ссылкой на председателя совета директоров "Аэрофлота" Кирилла Андросова сообщило, что национальный авиаперевозчик готов рассмотреть предложения по вхождению в капитал "Трансаэро" от новых собственников авиакомпании. "Если новые собственники к нам обратятся с каким-то предложением, мы его рассмотрим. Пока к нам никто не обращался", — сказал он. Андросов выразил надежду, что новые собственники "Трансаэро" определят способ погашения задолженности перед крупнейшим национальным перевозчиком, представленную в виде кредитов.  
   
Однако к вечеру 21 октября пресс-служба "Аэрофлота" на официальном сайте опубликовала опровержение этой информации. 

"Сегодня на ленте информационного агентства ТАСС появилась  информация о   возможном вхождении Аэрофлота в капитал "Трансаэро" со ссылкой на председателя Совета директоров ПАО "Аэрофлот" Кирилла Андросова, — говорится в сообщении. — Аэрофлот  сообщает, что эта  информация  не соответствует действительности. Компания не будет рассматривать предложения по вхождению в капитал "Трансаэро" от новых собственников авиакомпании или ее акционеров. Кирилл Андросов сообщил, что Аэрофлот готов рассмотреть предложения новых собственников "Трансаэро" о погашении задолженности. В интервью комментариев о возможном вхождении в   капитал "Трансаэро" дано не было, и Аэрофлот подобную возможность не рассматривает".

Вообще в "Аэрофлоте" полагают, что цель покупки Владиславом Филевым акций "Трансаэро" — удержание управления авиакомпанией до прихода конкурсного управляющего в рамках процедуры банкротства.

Сегодня же стало известно, что иск "Сбербанка" о признании "Трансаэро" банкротом, поданый в Арбитражный суд Санкт-Петербурга отклонен.

Пассажиров "Трансаэро" еще раз заверили, что для них ничего не меняется в связи с отзывом компании сертификата эксплуатанта — пассажиров с билетами "Трансаэро" к 26 октября будет менее 100 тыс. 
 
События разворачиваются на фоне кризиса во всем сегменте авиаперевозок: суммарный убыток российских авиакомпаний вырос по сравнению с прошлогодним в 3 раза.

Константин Пукемов, Gudok.ru

Cегодня в СМИ

Первые лица